Интервью и выступления

  • 18 мая 2017, 19:58
  • Канцерова Наталья Евгеньевна
Интервью прокурора Пензенской области Натальи Канцеровой Информационному агентству «ПензаИнформ» о ситуации с переселением граждан из аварийного жилищного фонда
  Текст

Предлагаем Вашему вниманию интервью прокурора Пензенской области Натальи Евгеньевны Канцеровой 18.05.2017 Информационному агентству «ПензаИнформ» о ситуации с переселением граждан из аварийного жилищного фонда

 ИА «ПензаИнформ»: В марте проходила масштабная прокурорская проверка исполнения законов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда не только в Пензе, но и в других муниципальных образованиях. Каковы ее итоги?

Н.Е. Канцерова: Это была не первая проверка в данной сфере, организованная прокуратурой. Ситуация находится на нашем постоянном контроле. В 2016 году выявлено более 150 нарушений законодательства в указанной сфере, налажено взаимодействие с правоохранительными, контролирующими органами, правительством региона. О проблемах в сфере переселения неоднократно информировался губернатор.

Однако динамика устранения нарушений оказалась недостаточной, нарастала угроза неисполнения программы, о чем я говорила в конце прошлого года на расширенном заседании правительства области. В связи с этим было принято решение еще раз сосредоточить усилия прокуроров на данном направлении и обратить внимание заинтересованных должностных лиц на состояние законности.

В итоге мы снова вскрыли массовые нарушения, в том числе, к сожалению, по тем направлениям, где уже принимались меры прокурорского реагирования: это работа межведомственных комиссий по оценке помещений и многоквартирных домов, осуществление закупок, строительство.

Вместе с тем необходимо отметить значительное уменьшение числа нарушений, допущенных органами местного самоуправления в земельной и градостроительной сферах.

С учетом актуальных вызовов в текущем году мы обратили внимание на недостаточный контроль за техническим состоянием многоквартирных домов - совместно со специалистами Госжилстройтехинспекции выявлено 82 строения с признаками аварийности.

Своевременное признание таких домов аварийными гарантирует обеспечение жилищных прав граждан. Ведь всем известны случаи, когда дома не попадали в программы переселения только из-за не вовремя проведенных обследований.

Также реакции прокуроров потребовали факты установления необоснованно продолжительного срока расселения аварийных домов - до 10 лет. И это в ситуации, когда эксперты приходили к выводу о наличии угрозы жизни и здоровью людей.

 

 

ИА «ПензаИнформ»: Дом № 35 на улице Ударной долгое время не признавали аварийным. И в Пензе это не единственное здание, которое разрушается на глазах, но не признается аварийным. Что делает прокуратура в данном направлении?

 

 Н.Е. Канцерова: Как я уже отмечала, органы прокуратуры области провели массовое обследование домов. О необходимости срочных дополнительных мер нами было заявлено на расширенном межведомственном совещании, состоявшемся 18 мая. В этом вопросе наше видение совпадает с позицией губернатора, который уже поручил разработать новую региональную программу переселения.

 

Для получения актуальной информации о фактах бездействия должностных лиц в случае резкого ухудшения технического состояния многоквартирных домов сотрудники прокуратуры на постоянной основе изучают сообщения средств массовой информации, анализируют обращения граждан.

 

Так, прокурор Ленинского района г. Пензы принял полный комплекс мер в связи с событиями, произошедшими с домом № 35 на улице Ударной: администрации города Пензы было внесено представление, а затем предъявлен иск. В нем прокурор потребовал от муниципалитета принять меры, направленные на установление срока расселения и сноса многоквартирного дома, который обеспечит предотвращение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

 

Аналогичная ситуация сложилась в Кузнецке.

 

Эти примеры не единственные, и уже есть положительный результат. Так, в Пензенском районе требования прокурора удовлетворены добровольно, сроки расселения двух домов сокращены на 6-7 лет.

 

 

 

ИА «ПензаИнформ»: Прокуратура уже отмечала, что органы местного самоуправления очень вяло работают с гражданами, которые отказываются переселяться и остаются в опасном жилье. Контролирует ли прокуратура разработку механизма выкупа жилых помещений?

 

Н.Е. Канцерова: Хочу подчеркнуть, что механизм выкупа подробно регламентирован гражданским, жилищным и земельным законодательством, так что разрабатывать ничего не надо! Налицо проблема неисполнения законов, с которой мы вплотную работаем. Главам шести муниципальных образований в 2015-2016 гг. внесены представления, ситуация находится под личным контролем прокуроров районного звена.

 

Для запуска механизма изъятия аварийных квартир с выплатой возмещения на нормативном уровне потребовалось внесение представления в правительство области. Только после принятия мер прокурорского реагирования в программу 27 февраля 2017 года внесли изменения, дополнительно предусматривающие около 93 млн рублей на выкуп помещений.

 

Как результат - во всех проблемных муниципалитетах проводится комплекс мер по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд.

 

Однако ситуация по-прежнему требует сосредоточения максимума усилий, ведь уже сейчас можно прогнозировать, что администрация Пензы не успеет исполнить обязательства в срок ввиду наличия большого числа споров с гражданами об условиях переселения и особенностей законодательства, которые не позволяют осуществлять изъятие аварийного жилья в судебном порядке без соблюдения длительной предварительной процедуры.

 

 

 

ИА «ПензаИнформ»: В недавнем сообщении прокуратуры говорилось о том, что в текущем году зафиксировано уже 85 нарушений в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда, внесено 33 представления, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. Также сообщалось о расследовании двух уголовных дел, возбужденных в связи с недопустимым качеством жилья в двух муниципальных образованиях. Что это за случаи?

 

Н.Е. Канцерова: Основные нарушения, которые явились причиной внесения представлений, связаны с работой межведомственных комиссий, принятием решений на основании их заключений, закупками – они уже были озвучены выше.

 

Дела об административных правонарушениях возбуждены прокурорами в отношении должностных лиц органов местного самоуправления в связи с включением в аукционную документацию требований к товару, влекущих ограничение количества участников закупки; в отношении застройщика - в связи с отступлением при строительстве от проекта.

 

После прокурорских проверок активизировалась работа по устранению недостатков строительства домов в Кузнецке, Шемышейском, Мокшанском, Пачелмском, Нижнеломовском районах.

 

В результате эффективного взаимодействия прокуратуры области и регионального следственного управления СК РФ в 2017 году было возбуждено два уголовных дела.

 

Одно из них - в отношении сотрудника специализированной организации, давшего заключение о соответствии дома, построенного в р. п. Мокшан, требованиям пожарной безопасности при отсутствии в квартирах, которые отапливаются индивидуальными газовыми котлами, вентиляционных каналов.

 

Второе возбуждено в отношении главы администрации Городищенского района Геннадия Березина и других, не установленных следствием лиц, в деяниях которых усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

 

Речь идет о ситуации в Сурске, где жителей аварийных домов переселили в некачественные квартиры. Многочисленные экспертизы выявили грубейшие нарушения требований, предъявляемых к жилым помещениям.

 

Такое вопиющее положение дел стало возможным только по причине режима благоприятствования недобросовестным застройщикам, который был обеспечен незаконными действиями районной и городской власти при предоставлении земельных участков, выдаче разрешительной документации в сфере строительства, закупках товаров для муниципальных нужд.

 

 

 

ИА «ПензаИнформ»: 4 мая на заседании Госсовета РФ Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Если программа будет продлена, какие ошибки вы посоветовали бы учесть органам местного самоуправления при ее претворении в жизнь?

 

Н.Е. Канцерова: Необходимы подробное планирование и жесткий контроль при реализации каждого этапа программы, начиная с выделения средств и заканчивая сносом расселенных домов.

 

Добросовестное исполнение руководством местных администраций своих обязанностей, требовательность к подчиненным и контрагентам обеспечат минимизацию риска некачественного строительства.

 

Правоохранительная система, в свою очередь, призвана обеспечить неотвратимость наказания для лиц, вопреки интересам общества использующих власть в личных целях.

 

Верю, что наша принципиальная позиция по отношению к нарушителям закона удержит колеблющихся от совершения преступлений.

 

 

 

Распечатать