Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Тамбовской области
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 1 февраля 2021, 16:59
За 12 месяцев 2020 года сотрудники органов прокуратуры области изучили на предмет наличия коррупциогенных факторов 22656 (21169) нормативных правовых акта и 23449 (19944) проектов НПА. По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 5 (7) нормативно правовых акта органов государственной власти, которые содержали 11 (13) коррупциогенных факторов, 25 (22) проектов НПА в органах исполнительной и представительной власти области, которые содержали соответственно 39 (32) коррупциогенных факторов.
На муниципальном уровне выявлено 1497 (1446) нормативных правовых актов и 896 (717) проектов, содержащих соответственно 1583 (1608) и 920 (750) коррупциогенных факторов.
Анализ работы на данном направлении в целом свидетельствует об увеличении количественных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (проектов) выражалась в широте дискреционных полномочий (1063), отсутствии или неполноте административных процедур (498), принятии нормативного акта за пределами компетенции (455) и других.
К примеру, проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации области от 20.07.2017 № 689 (в редакции от 29.07.2019) «О создании рабочей группы по рассмотрению и принятию решения в отношении предложений о заключении концессионных соглашений о реконструкции (модернизации) объектов (объекта), находящихся в государственной собственности области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор.
Постановлением утверждено «Положение о рабочей группе (далее – «Рабочая группа») по рассмотрению и принятию решения в отношении предложений о заключении концессионных соглашений о реконструкции (модернизации) объектов (объекта), находящихся в государственной собственности области» (далее – «Положение»).
В соответствии с п. 6 Положения – заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости.
Из указанной формулировки нормы права неясно, чем должна быть обусловлена упомянутая «необходимость», в какие конкретно сроки проводятся заседания Рабочей группы и кем они инициируются.
Кроме того, из п. 10 Положения следует, что решения Рабочей группы оформляются протоколами, которые подписываются руководителем Рабочей группы, а в его отсутствие – заместителем руководителя Рабочей группы. При этом в Положении не определено кто из членов рабочей группы изготавливает упомянутые протоколы, с чем нельзя согласиться.
Из анализа правовых предписаний Положения также невозможно установить, каким образом разрешается ситуация в случае, если имеется какая-либо личная заинтересованность у членов Рабочей группы по рассматриваемому вопросу.
Вышеизложенное, выражающееся в отсутствии и неопределенности сроков, условий и оснований принятия решений, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у субъекта правоприменения может привести к различным коррупционным правонарушениям, что в соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – «Методика») свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора «широта дискреционных полномочий».
На указанный нормативный правовой акт прокуратурой области внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.
Проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации города Тамбова от 19.05.2020 № 2133 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова Тамбовской области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы.
Постановлением утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова Тамбовской области (далее – «Положение»).
Согласно п. 10 Положения председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова Тамбовской области (далее – «Комиссия») осуществляет полномочия, предусмотренные подпунктами «а»-«д» и «ж» пункта 12 настоящего Положения, аналогичные предписания закреплены в пунктах 11 и 12 Положения, касающиеся полномочий заместителя председателя Комиссии и ответственного секретаря Комиссии.
Вместе с тем, ссылка в пунктах 10, 11 и 12 на подпункт «ж» п. 12 противоречит Положению, так как в пункте 12 отсутствует подпункт «ж», в связи с чем неясно, чем должен руководствоваться правоприменитель в данном случае.
Кроме того, нормативный акт не регламентирует процедуру проведения заседания Комиссии в случае возникновения конфликта интересов, между членами комиссии, ее председателем, заместителем председателя, иными участниками и лицами, которые участвуют в ее деятельности.
Изложенная ситуация, выражающаяся в противоречиях, в том числе внутренних, между нормами, создающих для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, в неопределенности оснований принятия решений и в отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, при наличии корыстной заинтересованности у субъекта правоприменения может повлечь различные коррупционные проявления и в соответствии с п.п. «и», «а» и «ж» п. 3 Методики свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов: «нормативные коллизии», «широта дискреционных полномочий» и «отсутствие или неполнота административных процедур».
На указанный нормативный правовой акт внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенные факторы исключены.
Органами прокуратуры области продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов. В истекшем году из 898 (744) соответствующих проектов в результате вмешательства органов прокуратуры исключено 956 (777) коррупциогенных факторов.
К примеру, в процессе антикоррупционной экспертизы проекта закона области «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Тамбовской области «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Тамбовской области и порядке внесения изменений в схему» (далее Законопроект) выявлены положения, содержащие коррупциогенный фактор и способствующие созданию условий для проявления коррупции.
Статьей 1 Законопроекта в статье 5 часть 5 излагается в новой редакции: указано, что одним из основанием для подготовки проекта Схемы, предложений по внесению в указанную Схему изменений являются иные случаи, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Данная формулировка свидетельствует о неопределенности оснований принятия решений, так как неясно какие именно иные случаи имеются ввиду, указанное с учетом п.п. «а» п. 3 Методики свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов «широта дискреционных полномочий».
В связи с изложенным разработчику Законопроекта направлена информация с целью недопущения издания нормативного акта, содержащего коррупциогенные факторы. Доводы прокуратуры были учтены.
Экспертизой проекта постановления администрации Тамбовской области «О внесении изменений в государственную программу Тамбовской области «Формирование современной городской среды в Тамбовской области» (далее – «Проект постановления») выявлены положения, содержащие коррупциогенные факторы и способствующие созданию условий для проявления коррупции.
Проектом постановления Госпрограмма дополнена приложением № 12 раздел «Правила предоставления средств государственной поддержки из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований Тамбовской области в виде иных межбюджетных трансфертов для поощрения муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» (далее – «Правила») в редакции согласно приложению № 3.
Согласно п. 7 Правил одним из условий предоставления иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований Тамбовской области – победителям Конкурса является наличие муниципальной программы, содержащей перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.
При этом п.9, 10 Правил не согласуются с вышеуказанным п. 7, в соответствии с ними межбюджетный трансферт осуществляется на основании соглашения, в котором, в том числе, предусматривается положение об обязательстве муниципального образования – победителя Конкурса по включению мероприятий в муниципальную программу формирования современной городской среды.
Анализ правовых норм Правил также свидетельствует об отсутствии в них четких сроков формирования и предоставления в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области расходных расписаний для доведения предельных объемов финансирования на лицевой счет получателя бюджетных средств финансовым управлением области и сроках доведения денежных средств на счета их получателей.
Кроме того, п. 8 Правил нарушается компетенция органа государственной власти при принятии нормативного акта, содержится указание на ежегодное определение федеральной комиссией размера денежной премии по категории «малые города».
Указанное следует расценивать как коррупциогенные факторы – «нормативные коллизии», «широта дискреционных полномочий» и «принятие нормативного акта за пределами компетенции» (п.п. «и», п.п. «а» и «д» п. 3 Методики).
С целью недопущения принятия нормативного акта содержащего коррупциогенные факторы соответствующая информация была направлена его разработчику. Доводы прокуратуры были учтены.
Анализ проведенной работы на данном направлении свидетельствует в целом об увеличении количества актов прокурорского реагирования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По итогам антикоррупционной экспертизы за 12 месяцев 2020 года органами прокуратуры области принесено 1389 протестов (1325), направлено 921 (739) информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 107 (134) требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Случаев отклонения актов прокурорского реагирования по выявленным коррупциогенным факторам не было.
На заседании законодательного органа Тамбовской области требования не рассматривались.
Фактов рассмотрения требований прокурора об исключении из нормативных актов коррупциогенных факторов без участия сотрудников органов прокуратуры области не имелось.
Ввиду удовлетворения органами власти требований прокуроров основания для направления в суд соответствующих заявлений отсутствовали.
Среди выявленных в текущем году нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 1188 касались прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 126 государственной и муниципальной службы, 66 законодательства о государственной и муниципальной собственности, 49 бюджетного законодательства, 73 природоохранного законодательства.
Соответствующая работа прокурорами ведется на системной основе.
Прокуратура Тамбовской области
1 февраля 2021, 16:59
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2020 год
За 12 месяцев 2020 года сотрудники органов прокуратуры области изучили на предмет наличия коррупциогенных факторов 22656 (21169) нормативных правовых акта и 23449 (19944) проектов НПА. По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 5 (7) нормативно правовых акта органов государственной власти, которые содержали 11 (13) коррупциогенных факторов, 25 (22) проектов НПА в органах исполнительной и представительной власти области, которые содержали соответственно 39 (32) коррупциогенных факторов.
На муниципальном уровне выявлено 1497 (1446) нормативных правовых актов и 896 (717) проектов, содержащих соответственно 1583 (1608) и 920 (750) коррупциогенных факторов.
Анализ работы на данном направлении в целом свидетельствует об увеличении количественных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (проектов) выражалась в широте дискреционных полномочий (1063), отсутствии или неполноте административных процедур (498), принятии нормативного акта за пределами компетенции (455) и других.
К примеру, проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации области от 20.07.2017 № 689 (в редакции от 29.07.2019) «О создании рабочей группы по рассмотрению и принятию решения в отношении предложений о заключении концессионных соглашений о реконструкции (модернизации) объектов (объекта), находящихся в государственной собственности области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор.
Постановлением утверждено «Положение о рабочей группе (далее – «Рабочая группа») по рассмотрению и принятию решения в отношении предложений о заключении концессионных соглашений о реконструкции (модернизации) объектов (объекта), находящихся в государственной собственности области» (далее – «Положение»).
В соответствии с п. 6 Положения – заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости.
Из указанной формулировки нормы права неясно, чем должна быть обусловлена упомянутая «необходимость», в какие конкретно сроки проводятся заседания Рабочей группы и кем они инициируются.
Кроме того, из п. 10 Положения следует, что решения Рабочей группы оформляются протоколами, которые подписываются руководителем Рабочей группы, а в его отсутствие – заместителем руководителя Рабочей группы. При этом в Положении не определено кто из членов рабочей группы изготавливает упомянутые протоколы, с чем нельзя согласиться.
Из анализа правовых предписаний Положения также невозможно установить, каким образом разрешается ситуация в случае, если имеется какая-либо личная заинтересованность у членов Рабочей группы по рассматриваемому вопросу.
Вышеизложенное, выражающееся в отсутствии и неопределенности сроков, условий и оснований принятия решений, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у субъекта правоприменения может привести к различным коррупционным правонарушениям, что в соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – «Методика») свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора «широта дискреционных полномочий».
На указанный нормативный правовой акт прокуратурой области внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.
Проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации города Тамбова от 19.05.2020 № 2133 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова Тамбовской области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы.
Постановлением утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова Тамбовской области (далее – «Положение»).
Согласно п. 10 Положения председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова Тамбовской области (далее – «Комиссия») осуществляет полномочия, предусмотренные подпунктами «а»-«д» и «ж» пункта 12 настоящего Положения, аналогичные предписания закреплены в пунктах 11 и 12 Положения, касающиеся полномочий заместителя председателя Комиссии и ответственного секретаря Комиссии.
Вместе с тем, ссылка в пунктах 10, 11 и 12 на подпункт «ж» п. 12 противоречит Положению, так как в пункте 12 отсутствует подпункт «ж», в связи с чем неясно, чем должен руководствоваться правоприменитель в данном случае.
Кроме того, нормативный акт не регламентирует процедуру проведения заседания Комиссии в случае возникновения конфликта интересов, между членами комиссии, ее председателем, заместителем председателя, иными участниками и лицами, которые участвуют в ее деятельности.
Изложенная ситуация, выражающаяся в противоречиях, в том числе внутренних, между нормами, создающих для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, в неопределенности оснований принятия решений и в отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, при наличии корыстной заинтересованности у субъекта правоприменения может повлечь различные коррупционные проявления и в соответствии с п.п. «и», «а» и «ж» п. 3 Методики свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов: «нормативные коллизии», «широта дискреционных полномочий» и «отсутствие или неполнота административных процедур».
На указанный нормативный правовой акт внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенные факторы исключены.
Органами прокуратуры области продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов. В истекшем году из 898 (744) соответствующих проектов в результате вмешательства органов прокуратуры исключено 956 (777) коррупциогенных факторов.
К примеру, в процессе антикоррупционной экспертизы проекта закона области «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Тамбовской области «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Тамбовской области и порядке внесения изменений в схему» (далее Законопроект) выявлены положения, содержащие коррупциогенный фактор и способствующие созданию условий для проявления коррупции.
Статьей 1 Законопроекта в статье 5 часть 5 излагается в новой редакции: указано, что одним из основанием для подготовки проекта Схемы, предложений по внесению в указанную Схему изменений являются иные случаи, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Данная формулировка свидетельствует о неопределенности оснований принятия решений, так как неясно какие именно иные случаи имеются ввиду, указанное с учетом п.п. «а» п. 3 Методики свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов «широта дискреционных полномочий».
В связи с изложенным разработчику Законопроекта направлена информация с целью недопущения издания нормативного акта, содержащего коррупциогенные факторы. Доводы прокуратуры были учтены.
Экспертизой проекта постановления администрации Тамбовской области «О внесении изменений в государственную программу Тамбовской области «Формирование современной городской среды в Тамбовской области» (далее – «Проект постановления») выявлены положения, содержащие коррупциогенные факторы и способствующие созданию условий для проявления коррупции.
Проектом постановления Госпрограмма дополнена приложением № 12 раздел «Правила предоставления средств государственной поддержки из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований Тамбовской области в виде иных межбюджетных трансфертов для поощрения муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» (далее – «Правила») в редакции согласно приложению № 3.
Согласно п. 7 Правил одним из условий предоставления иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований Тамбовской области – победителям Конкурса является наличие муниципальной программы, содержащей перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.
При этом п.9, 10 Правил не согласуются с вышеуказанным п. 7, в соответствии с ними межбюджетный трансферт осуществляется на основании соглашения, в котором, в том числе, предусматривается положение об обязательстве муниципального образования – победителя Конкурса по включению мероприятий в муниципальную программу формирования современной городской среды.
Анализ правовых норм Правил также свидетельствует об отсутствии в них четких сроков формирования и предоставления в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области расходных расписаний для доведения предельных объемов финансирования на лицевой счет получателя бюджетных средств финансовым управлением области и сроках доведения денежных средств на счета их получателей.
Кроме того, п. 8 Правил нарушается компетенция органа государственной власти при принятии нормативного акта, содержится указание на ежегодное определение федеральной комиссией размера денежной премии по категории «малые города».
Указанное следует расценивать как коррупциогенные факторы – «нормативные коллизии», «широта дискреционных полномочий» и «принятие нормативного акта за пределами компетенции» (п.п. «и», п.п. «а» и «д» п. 3 Методики).
С целью недопущения принятия нормативного акта содержащего коррупциогенные факторы соответствующая информация была направлена его разработчику. Доводы прокуратуры были учтены.
Анализ проведенной работы на данном направлении свидетельствует в целом об увеличении количества актов прокурорского реагирования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По итогам антикоррупционной экспертизы за 12 месяцев 2020 года органами прокуратуры области принесено 1389 протестов (1325), направлено 921 (739) информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 107 (134) требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Случаев отклонения актов прокурорского реагирования по выявленным коррупциогенным факторам не было.
На заседании законодательного органа Тамбовской области требования не рассматривались.
Фактов рассмотрения требований прокурора об исключении из нормативных актов коррупциогенных факторов без участия сотрудников органов прокуратуры области не имелось.
Ввиду удовлетворения органами власти требований прокуроров основания для направления в суд соответствующих заявлений отсутствовали.
Среди выявленных в текущем году нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 1188 касались прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 126 государственной и муниципальной службы, 66 законодательства о государственной и муниципальной собственности, 49 бюджетного законодательства, 73 природоохранного законодательства.
Соответствующая работа прокурорами ведется на системной основе.
Все права защищены