Прокурор разъясняет

  • 30 октября 2019, 20:47
Применение мер безопасности участников процесса в ходе судебного разбирательства
  Текст

   В ходе судебного разбирательства возможно применение определенных мер защиты его участников.

     Одной из мер безопасности защищаемых лиц выступает закрытое судебное разбирательство.

     В соответствии с п.3 ч.2 ст.241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда рассмотрения уголовного дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства, либо сведений, унижающих честь и достоинство.

     Непосредственно судебное заседание может проводиться в закрытом виде в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ). Закрытость предполагает запрет свободного доступа граждан, не участвующих в уголовном судопроизводстве.

     Однако безопасность лиц, подлежащих защите, не может быть обеспечена лишь посредством данной нормы.

     Меры безопасности, сопряженные с производством закрытого судебного разбирательства, могут выражаться в:

1. Дополнительных мерах безопасности по доставке свидетелей и потерпевших.

2. Отобрании подписки от участников судебного разбирательства о неразглашении данных, ставших им известными в ходе уголовного судопроизводства, и об их участии в судебном разбирательстве;

3. Удалении из зала закрытого судебного разбирательства потерпевших, свидетелей непосредственно после их допросов, если в их дальнейшем присутствии нет необходимости;

4. Публичном оглашении лишь вводной и резолютивной частей приговора в соответствии с ч. 7 ст. 241 УПК РФ, если уголовное дело рассмотрено в закрытом судебном заседании.

     В соответствии с ч.6 ст.280 УПК РФ в целях охраны прав потерпевшего, не достигшего возраста 18 лет, по ходатайству сторон, а также по инициативе суда его допрос может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит постановление. При возвращении подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания потерпевшего и предоставлена возможность задавать вопросы.

   В качестве меры защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля следует рассматривать возможность оглашения в судебном заседании показаний указанных лиц, данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрации фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъёмки допросов в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса (ч.6 ст.281 УПК РФ).

   Следующей мерой защиты участников уголовного судопроизводства выступает запрет председательствующим фотографирования, видеозаписи и киносъемки, а также трансляции открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в судебном заседании с тем, чтобы ограничить круг граждан, которым защищаемый становится известен визуально.

    Возможность такого запрета предусмотрена в ч. 5 ст. 241 УПК РФ в случае, если перечисленные способы фиксации судебного процесса создают для него "препятствия". Препятствием является, в том числе, боязнь граждан давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности перед объективами фото-, видео- или кинотехники и т.д. Согласно ч. 5 ст. 241 УПК РФ не допускается и проведение аудиозаписи, если она создает препятствие для судебного разбирательства.

    Вышеизложенный запрет касается непосредственно проведения фотографирования, видеозаписи и киносъемки, а также трансляции открытого судебного заседания в средствах массовой информации.

    Вместе с тем, часть 4 ст.241 УПК РФ содержит условие, при котором в открытом судебном заседании возможно оглашение переписки, записи телефонных и иных переговоров, почтовых и иные сообщений участников процесса. Таким условием выступает согласие указанных лиц на оглашение в открытом судебном заседании переписки, записи телефонных и иных переговоров, почтовых и иные сообщений. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

    В качестве одной из мер безопасности выступает ограничение доступности сведений о потерпевшем и свидетеле фамилией, именем и отчеством в соответствии с ч. 2 ст. 278 УПК РФ, которая обязывает председательствующего перед допросом установить личность свидетеля, потерпевшего и отношение свидетеля к подсудимому и потерпевшему, но не место жительства допрашиваемого и иные сведения о нем.

    Согласно положениям ст.278.1 УПК РФ суд, рассматривающий уголовное дело, при необходимости может вынести решение о проведении допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи. В этом случае допрос свидетеля производится по общим правилам, установленным в ст.278 УПК РФ.

     В практике встречаются случаи, когда в адрес потерпевшего или свидетеля в ходе судебного заседания со стороны подсудимого или лиц, присутствующих в зале, звучат различного рода негативные высказывания, вплоть до угроз.

     В качестве меры предупреждения негативного воздействия на потерпевшего и свидетеля в ходе процесса можно рассмотреть и удаление из зала суда нарушителей порядка на основании ч. 1 и п. 3 ст. 258 УПК РФ. Следует, однако, учитывать, что такое удаление - санкция, то есть реакция на уже высказанную угрозу и иные формы посткриминального воздействия, а не мера его предупреждения.

    В качестве меры безопасности можно рассматривать возможность проведения допроса в отсутствие публики при открытом в целом судебном заседании. Так, ч. 3 ст. 241 УПК РФ установлено, что определение суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено «в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части».

     Говоря об ограничении доступности сведений о потерпевшем, нельзя не сказать и о мерах, принятых законодателем на стадии окончания рассмотрения уголовного дела судом. Согласно положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» при размещении судебных решений в сети Интернет в целях защиты прав и обеспечения безопасности участников процесса их персональные данные подлежат исключению из текста судебного решения. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать их личность.

     В соответствии с ч.4 ст.15 вышеназванного закона, персональными данными применительно к судебным актам являются:

1) фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.

 

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая