Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 8 мая 2019, 18:54
Прокуроры выявили около 896 нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, содержащих коррупциогенные факторы
  Текст

В крае проведена  прокурорская проверка исполнения органами местного самоуправления 22 районов требований антикоррупционного законодательства в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Из проверенных 544 представительных и исполнительных органов местного самоуправления обязанность принятия правовых актов, определяющих порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, выполнена только в 511 органах (94 %). Наибольшее число таких нарушений допущено в представительных и исполнительных органах муниципальных образований Агинского, Калганского, Приаргунского районов. Единичные случаи непринятия органами местного самоуправления  нормативных правовых актов данной категории выявлены в муниципальных образования  Газимуро - Заводского и Сретенского районов.

В результате правовой оценки муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы, прокурорами были вскрыты факты необеспечения условий для  проведения  независимой антикоррупционной  экспертизы, а также порядка  рассмотрения органами местного самоуправления заключений  по результатам  независимой антикоррупционной экспертизы. Такие нормативные правовые акты (как в представительных, так и исполнительных органах местного самоуправления) выявили Шилкинский межрайонный прокурор,  прокуроры  Приаргунского, Сретенского и Красночикойского районов.     

Согласно данным межрайпрокуроров, требования закона об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченными муниципальными служащими органов местного самоуправления соблюдаются не всегда.  Все нормативные правовые акты и их проекты проходят антикоррупционную экспертизу лишь в органах местного самоуправления  Акшинского, Забайкальского, Могочинского и других районов (всего в 6 из 22 проверенных районах).

Вследствие игнорирования уполномоченными лицами обязанности по ее проведению  в представительных и исполнительных органах местного самоуправления Агинского, Балейского, Борзинского и др. районов (в 13 из 22) оценивается  в среднем не более 80 % принятых НПА и их проектов.  При этом менее половины нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность оценены в органах местного самоуправления Газимуро–Заводского,  Дульдургинского и Читинского районов, а в представительных и исполнительных органах муниципальных образований  Калганского района антикоррупционная экспертиза не проводилась вовсе. Всего в 2014 г. и за 9 мес. 2015 г. в представительных и исполнительных органах муниципальных образований не проводилась экспертиза более 2,3 тыс. принятых НПА и их проектов  (более 10,8 тыс.).

В представительных и исполнительных органах муниципальных образований Ононского, Приаргунского, Читинского, Шелопугинского и Шилкинского районов  заключения по результатам антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов в анализируемое время не составлялись вовсе. Эта обязанность в полной мере исполнятся в органах местного самоуправления Акшинского, Балейского, Борзинского, Газимуро – Заводского районов.

Случаи выявления коррупциогенных факторов в результате  проведения  антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов  уполномоченными лицами органов местного самоуправления очень редкие.  Как правило, такое состояние дел связано с их  слабой профессиональной юридической подготовкой. Нередко в муниципальных образованиях отсутствуют должности юристов, а нормативные правовые акты разрабатываются и оцениваются служащими по предметному принципу (экономисты, инженеры и др.), не обладающими необходимыми знаниями и навыками. Как следствие, в 2014 году прокуроры в результате проведения антикоррупционной экспертизы выявили 1245 муниципальных НПА и их проектов, содержащих около 1700 коррупциогенных факторов, за 3 квартала 2015 года - 896 НПА и их проектов, содержащих свыше 1200 коррупциогенных фактора.

Всего по результатам  проверки прокурорами в представительные и исполнительные органы местного самоуправления внесено 113 представлений информаций, рассмотрены и удовлетворены 13 представлений, по ним наказано 11 лиц; принесено 65 протестов на противоречащие закону правовые акты, рассмотрены и удовлетворены 19; направлено 47 заявлений в суд, рассмотрены и удовлетворены 17.

 (Информацию предоставила прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Евгения Софронова)

Прокуратура Забайкальского края

03 ноября 2015 года