Прокуроры об актуальном в законодательстве. - Прокуратура города Москвы
Прокуроры об актуальном в законодательстве
- 20 апреля 2016, 15:40
Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин
В конце 2015 года 3 352 лица числились пропавшими без вести в результате различных преступлений, совершённых на территории города Москвы (в том числе, в предыдущие годы).
Конечно, не все они погибли насильственной смертью. Местонахождение многих не представляется возможным установить по объективным причинам некриминального характера (утрата родственных связей, переезд в другой регион, должник скрывается от кредитора и т.д.). Усилиями правоохранительных органов удалось обнаружить 749 граждан, числящихся пропавшими без вести, что составляет 21,1 % от общего числа разыскиваемых. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что переломить негативную тенденцию, связанную с неустановлением местонахождения большинства безвестно отсутствующих лиц, пока не удалось.
Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утверждённой совместным приказом Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 января 2015 года № 38/14/5 предусмотрен перечень обстоятельств, которые дают достаточные основания полагать, что пропавшее без вести лицо стало жертвой преступления.
К таким обстоятельствам относится, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания; наличие по месту проживания пропавшего без вести лица его документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности. Пропажа без вести несовершеннолетнего рассматривается как обстоятельство, достаточное для возбуждения уголовного дела.
Перечень этот достаточно обширен, полностью с ним ознакомиться, как и с самой Инструкцией, возможно на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, опубликование 23.03.2015, либо в «Российской газете» № 65 от 30.03.2015.
В соответствии с п. 3 указанной Инструкции сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.
Заявление о безвестном исчезновении человека может быть подано как в территориальный (районный) следственный отдел Следственного комитета, так и в районный отдел МВД России. Важно, однако, понимать, что не во всех случаях подача такого заявления повлечёт за собой возбуждение уголовного дела: правоохранительным органам зачастую требуется время для проведения предварительной проверки по поступившему заявлению. Нужно удостовериться в наличии признаков того, что пропавший без вести мог погибнуть в результате преступления, а не просто ушёл из дома, испытывая, допустим, склонность к перемене мест.
Пункт 5 Инструкции предписывает должностным лицам следственного подразделения Следственного комитета в случае, если сообщение о безвестном исчезновении человека поступило непосредственно от заявителя, незамедлительно уведомить о поступившем сообщении оперативного дежурного дежурной части соответствующего территориального органа МВД России. И это понятно: ведь согласно пункту 12 части первой ст. 12 Федерального закона «О полиции» розыск пропавших без вести является обязанностью этого ведомства.
При этом само возбуждение уголовного дела по результатам проверки сообщения о безвестном исчезновении человека отнюдь не означает, что следствие однозначно уверено в смертельном исходе. Известны случаи, когда в ходе расследования преступления удаётся обнаружить пропавшего без вести живым и здоровым.
Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, имеется в открытом доступе, и знание основных её положений может оказаться полезным для всех граждан, независимо от их профессии и рода занятий, отношения к правоохранительным органам и жизненного опыта.
Порядок рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц
Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин
В конце 2015 года 3 352 лица числились пропавшими без вести в результате различных преступлений, совершённых на территории города Москвы (в том числе, в предыдущие годы).
Конечно, не все они погибли насильственной смертью. Местонахождение многих не представляется возможным установить по объективным причинам некриминального характера (утрата родственных связей, переезд в другой регион, должник скрывается от кредитора и т.д.). Усилиями правоохранительных органов удалось обнаружить 749 граждан, числящихся пропавшими без вести, что составляет 21,1 % от общего числа разыскиваемых. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что переломить негативную тенденцию, связанную с неустановлением местонахождения большинства безвестно отсутствующих лиц, пока не удалось.
Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утверждённой совместным приказом Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 января 2015 года № 38/14/5 предусмотрен перечень обстоятельств, которые дают достаточные основания полагать, что пропавшее без вести лицо стало жертвой преступления.
К таким обстоятельствам относится, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания; наличие по месту проживания пропавшего без вести лица его документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности. Пропажа без вести несовершеннолетнего рассматривается как обстоятельство, достаточное для возбуждения уголовного дела.
Перечень этот достаточно обширен, полностью с ним ознакомиться, как и с самой Инструкцией, возможно на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, опубликование 23.03.2015, либо в «Российской газете» № 65 от 30.03.2015.
В соответствии с п. 3 указанной Инструкции сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.
Заявление о безвестном исчезновении человека может быть подано как в территориальный (районный) следственный отдел Следственного комитета, так и в районный отдел МВД России. Важно, однако, понимать, что не во всех случаях подача такого заявления повлечёт за собой возбуждение уголовного дела: правоохранительным органам зачастую требуется время для проведения предварительной проверки по поступившему заявлению. Нужно удостовериться в наличии признаков того, что пропавший без вести мог погибнуть в результате преступления, а не просто ушёл из дома, испытывая, допустим, склонность к перемене мест.
Пункт 5 Инструкции предписывает должностным лицам следственного подразделения Следственного комитета в случае, если сообщение о безвестном исчезновении человека поступило непосредственно от заявителя, незамедлительно уведомить о поступившем сообщении оперативного дежурного дежурной части соответствующего территориального органа МВД России. И это понятно: ведь согласно пункту 12 части первой ст. 12 Федерального закона «О полиции» розыск пропавших без вести является обязанностью этого ведомства.
При этом само возбуждение уголовного дела по результатам проверки сообщения о безвестном исчезновении человека отнюдь не означает, что следствие однозначно уверено в смертельном исходе. Известны случаи, когда в ходе расследования преступления удаётся обнаружить пропавшего без вести живым и здоровым.
Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, имеется в открытом доступе, и знание основных её положений может оказаться полезным для всех граждан, независимо от их профессии и рода занятий, отношения к правоохранительным органам и жизненного опыта.
Все права защищены