История

   Российская прокуратура имеет глубокие исторические корни и вековые традиции.    Созданная великим русским реформатором Петром 1 на переломном этапе развития государства, прокуратура подтвердила свое значение и жизнестойкость.
    Как орган государственной власти прокуратура была призвана осуществлять надзор за исполнением законов центральными и местными учреждениями и должностными лицами, борьбу с казнокрадством и лихоимством.
    Правовые и судебные реформы в России прошлого и  нынешнего столетий     затрагивали в той или иной мере функции и полномочия прокуратуры, однако все они сохраняли прокуратуру в качестве важнейшего правоохранительного и правозащитного института. В истории России были разные эпохи - спокойные и смутные, процветания и упадка.
    Но сколь бы ни разнились они, важнейшая черта российской державности оставалась традиционно твердой. Это незыблемость устоев российского государства, наличие структур их цементирующих, благодаря которым страна всякий раз поднималась, восстанавливала свою мощь.
    Именно поэтому особую значимость во все времена приобретала деятельность органов, стоящих на защите интересов государства и граждан.
    К их числу бесспорно относится и прокуратура.
 Петр 1 замыслил прокуратуру как «государево око», строго следящее за деятельностью чиновников, как инструмент пресечения своевольства столичных и местных властей.
    Генерал-прокуроры назначались и освобождались от должности рескриптом императора. Это одно из подтверждений того, что позиция верховной власти в тот исторический период-строжайшая централизация органов прокурорского надзора и независимость прокуроров от местных властей при принятии решений.     С первых дней существования прокуратуры и на протяжении почти трехсотлетней истории во главе ее стояли в основном выдающиеся личности. Среди генерал-прокуроров и прокуроров российских, начиная с года создания прокуратуры 1722 года, были     и яркие организаторы, такие как граф П.Ягужинский, талантливые юристы, как Д.Набоков, Н.Муравьев, боевые офицеры, как А.Самойлов, Д.Лобанов-Ростовский, тонкие дипломаты, как Д.Дашков, поэты - Г.Державин, Н.Дмитриев.
    Выдающийся юрист А.Кони, бывший не только опытным практиком прокуратуры, но и ее теоретиком, а также хорошим психологом и весьма принципиальным человеком, отмечал, что в российской прокуратуре в разные годы работали разные люди, отличающиеся друг от друга способностями, человеческими качествами и отношением к служебному долгу , но всех их сближало одно - они верой и правдой служили своему отечеству.
      Нельзя перечеркнуть и опыт советского периода, который уникален хотя бы потому, что ставил своей задачей обеспечение единообразного обязательного соблюдения законов в стране в целом и соблюдения и защиты законных прав граждан. И как бы ни корректировалась роль прокуратуры - она остается главным правоохранительным и правозащитным органом.
    Это понимали первые лица государства и в эпоху Российской империи, и в не столь давние времена, и в наши дни.
    Что касается истории создания прокуратуры на Дальнем Востоке, то если в начале 18 века во время рождения российской прокуратуры в стране было 8 губерний, то к концу 19 века-уже 97.
    Определилось территориально-административное устройство на российском Дальнем Востоке.
    В 1897 году утвержден в должности прокурор Приморской области Приамурского края, административным центром которого был город Хабаровск.
    После революции 1917 года страна пять лет обходилась без прокуратуры, сама мысль о ее возникновении считалась реакционным поползновением.
    В 1922 году она была вновь создана как в России, так и в Дальневосточной республике, которая в это время вошла в состав России и была преобразована в Дальневосточный край.
    Первым прокурором Дальневосточного края с 1923 по 1927 год был Ефим Макарович Дебрев.
    Сложнейшие во внутриполитическом отношении 1930-е годы не обошли стороной и прокуратуру Дальневосточного края.
    С 1934 по 1937 год прокуратуру возглавлял М.Я.Чернин. В 1937 году он осужден за контрреволюционную деятельность, расстрелян, в 1957 году посмертно реабилитирован. Прокуратура Дальневосточного края существовала до 1938 года. В связи с территориальными изменениями из ее состава выделились прокуратура Хабаровского, Приморского краев. И как бы ни корректировалась роль прокуратуры - она остается главным правоохранительным и правозащитным органом. Сегодня система органов и учреждений прокуратуры, ее организационная структура строятся и развиваются с учетом интересов оптимального осуществления ее функций.  Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;  прокуратуры городов и районов, а также межрайонные и приравненные к ним  специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят  научные и образовательные учреждения.
     Высшее звено системы - Генеральная прокуратура Российской Федерации. Она является своего рода штабом отрасли, аппаратом Генерального прокурора России, который непосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры,  контролирует их работу.
    Структуру  Генеральной прокуратуры составляют управления и отделы. В настоящее время это управления: по надзору за соблюдением федерального законодательства; по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции; по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности; криминалистики; по расследованию особо важных дел; по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; управление правового обеспечения; управление методического обеспечения; международно-правовое управление; управление информации и общественных связей; управление по рассмотрению писем и приему граждан; отдел по реабилитации жертв политических репрессий и отдел по делам несовершеннолетних и молодёжи.
В центральном аппарате наряду с функциональными имеются также обеспечивающие подразделения: организационное управление, управление кадров, управление делами и др.
  С появлением принципиально нового административно-территориального института - федеральных округов в них были   образованы первоначально с июня 2000 года отделы, а с 30 августа 2006 года управления Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения, не заменяя других управлений Генеральной прокуратуры РФ, сконцентрировали у себя не только надзорные, но и существенную часть управленческих полномочий по отношению к прокуратурам субъектов Федерации, входящих в округ.
   Управления Генеральной прокуратуры в федеральных  округах, в том числе, Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном являются самостоятельными структурными подразделениями и их деятельность регламентируется Положением об управлениях Генеральной прокуратуры в федеральных округах. Управления обеспечивают организацию деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и осуществляют контроль в рамках предоставленной им компетенции  и предметов ведения.