Мероприятия и встречи

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гулягина Ю.А. на Всероссийской научно-практической конференции 13.09.2017
  Текст

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации

Гулягина Ю.А. на Всероссийской научно-практической конференции

13.09.2017

 

«Право на оплату труда: актуальные вопросы правоприменения в Дальневосточном федеральном округе»

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Обеспечение достойного уровня жизни граждан, соблюдение их трудовых прав, в том числе на своевременную и в полном размере выплату зарплаты – задача каждого социально-ориентированного государства.

По данным Федеральной службы государственной статистики, суммарная просроченная задолженность по заработной плате в России на первое августа 2017 г. составила свыше трёх миллиардов (3 287 миллионов) рублей.

На Дальневосточный федеральный округ приходилась четверть общероссийского долга – почти девятьсот (889,7) миллионов рублей у 41 организации. Наибольший его уровень сохраняется в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области.

В Приморском крае работникам не выплачена заработная плата в размере четырехсот шестидесяти (464) миллионов рублей, из которых четыреста семь – в акционерном обществе «Радиоприбор».

Благодаря принятым прокурорами в крае мерам работникам данного предприятия выплачено 260 миллионов рублей. Однако сложная ситуация с оплатой труда в организации сохранятся до сих пор. В 2016 году по факту незаконного выведения руководством общества со счетов более 80 миллионов рублей возбуждено уголовное дело, которое в настоящий момент рассматривается судом.

Остро стоит вопрос по оплате труда работников бывшего федерального государственного унитарного предприятия «Дальспецстрой» при Спецстрое России, ныне - «Главного военно-строительного управления № 6», где, по данным органов статистики, в структурных подразделениях в Амурской области долг составляет 91 миллион рублей, в Хабаровском крае – 125.

Таким образом, почти 90% всей задолженности в Дальневосточном регионе (700 миллионов рублей) приходится на два вышеназванных предприятия.

К 1 августа текущего года прокурорами в округе установлено около 200 (192) предприятий, руководители которых не представляют сведения о задолженности в силу положений закона либо в связи с неисполнением его требований. Невыплаты в данных организациях составили почти шестьсот миллионов рублей (578,9 млн. руб.).

*****

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет нам определённый спектр полномочий по принятию мер реагирования в случаях нарушения прав граждан, в том числе трудовых.

С 2015 года только прокурорами в округе выявлено сто восемьдесят пять тысяч нарушений в сфере оплаты труда, с целью устранения которых руководителям организаций и предприятий направлено около четырех тысяч (3 835) протестов, девять тысяч (8 656)представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено свыше четырех с половиной тысяч (4 587) должностных лиц, к административной – шесть с половиной тысяч (6 540) работодателей и их руководителей, из них свыше ста двадцати (127) - дисквалифицировано.

За истекший с 2015 года период благодаря принятым прокурорами мерам работникам выплачена заработная плата в размере шести с половиной миллиардов рублей. Из них, по девяносто пяти тысячам искам прокуроров судами взыскано в пользу граждан четыре миллиарда рублей.

Между тем, иногда такие меры уже не могут исправить ситуацию в полном объеме. Нередки случаи, когда степень противоправности поведения руководителей предприятий или организаций делает невозможным восстановление нарушенных трудовых прав граждан без применения мер уголовно-правового принуждения. Только за последние три года по направленным прокурорами в следственные органы материалам возбуждено 171 уголовное дело по факту невыплаты либо неполной выплаты работникам заработной платы.

*****

Важной составляющей в обеспечении прав граждан на оплату труда является их надлежащее правовое регулирование.

Прокурорская статистика свидетельствует о значительном числе незаконных нормативных правовых актов, предусматривающих порядок и сроки выплаты заработной платы, принятых работодателями.

Только в прошлом году по протестам прокуроров приведено в соответствие с трудовым законодательством 1 400 (1 396) таких актов, в первом полугодии 2017 года – тысяча триста (1 317).

В Камчатском крае, благодаря вмешательству прокуратуры, в Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений включены нормы, регламентирующие оплату труда сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными условиями.

По протестам районных прокуроров в Хабаровском крае руководители трех десятков организаций включили в Правила внутреннего трудового распорядка предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации нормы о выплате заработной платы работникам не менее двух раз в месяц.

В целях устранения правовых пробелов в вопросах оплаты труда прокуроры активно используют предоставленное им право законодательной инициативы.

Так, в Приморском крае в 2017 году по предложению прокурора в краевом законе об оплате труда работников государственных краевых учреждений предусмотрены ограничения, препятствующие установлению их руководителям заработной платы, многократно превышающей оплату труда иных сотрудников.

*****

В целях реализации трудовых прав работников бюджетной сферы на органы государственной власти и местного самоуправления возложен контроль за их соблюдением в подведомственных организациях. Во всех субъектах Российской Федерации в округе действуют региональные законы, регламентирующие порядок его осуществления, созданы уполномоченные органы.

Однако надлежащее качество такого контроля данными органами обеспечивается не всегда. Проблемы с оплатой труда сотрудников государственных и муниципальных учреждений и предприятий сохраняются.

Так, только в Приморском крае прокурорами в 2017 году в краевых и муниципальных учреждениях и предприятиях выявлено около шестисот нарушений трудового законодательства, для их устранения внесено триста сорок актов реагирования.

В этой связи деятельность прокуроров в округе направлена на усиление роли органов власти и местного самоуправления в исключении фактов нарушения трудовых прав в государственных и муниципальных учреждениях.

*****

На сегодняшний день характерна ситуация, когда работодатели, пытаясь уменьшить выплачиваемые налоги, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками.

По данным Роструда, более 11% работающих россиян получают зарплату «в конверте» без уплаты взносов в государственные фонды, часть из них - без оформления трудовых отношений по месту работы.

Для обеспечения законности территориальными налоговыми органами созданы и действуют комиссии по легализации доходной базы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в работе которых прокуроры принимают активное участие. На заседаниях заслушиваются руководители предприятий и организаций, вырабатываются меры, направленные на восстановление прав работников.

Между тем, окончательно решить указанную проблему не удается ввиду сложности выявления такого рода нарушений.

В этой связи важным источником сведений о выплате неофициальной зарплаты остаются сами работники, поэтому следует продолжать просветительскую работу в трудовых коллективах, использовать средства массовой информации для разъяснения прав граждан, а также негативных последствий оплаты труда по таким схемам, влияющих на размер их пенсий.

Во всех субъектах Федерации в округе прокуроры сотрудничают с образованными при главах регионов межведомственными комиссиями по проблемам просроченной задолженности по заработной плате и предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий и организаций.

Задачей указанных комиссий является обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации с иными заинтересованными органами в решении проблем просроченной задолженности по оплате труда, финансовому оздоровлению убыточных предприятий.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся возможности, административный ресурс, экономический потенциал регионов, наличие специалистов – данные комиссии прилагают явно недостаточные усилия к недопущению ослабления финансовой активности и снижению показателей производственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Полагаю, что региональным органам государственной власти необходимо повысить влияние на экономическую ситуацию на конкретных предприятиях по исполнению ими в полном объеме своих обязательств перед сотрудниками.

 

*****

Ключевая роль в восстановлении трудовых прав граждан и обеспечении правопорядка в данной сфере действующим федеральным законодательством отведена территориальным органам Федеральной службы по труду и занятости. Однако предоставленные полномочия реализуются ими недостаточно эффективно, основная доля нарушений в деятельности работодателей выявляется органами прокуратуры.

Прокурорами в период 2015-2017 годов руководителям территориальных органов Гострудинспекции по фактам ненадлежащего выполнения обязанностей их должностными лицами внесено 48 представлений, по результатам рассмотрения которых 50 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности.

К примеру, в Амурской области вопреки Трудовому кодексу, Положению о федеральном государственном надзоре гострудинспекторами не соблюдались сроки проведения плановых и внеплановых проверок, отсутствовал контроль за исполнением предписаний и уплатой административных штрафов.

Существенную часть в структуре задолженности по заработной плате составляют суммы, подлежащие взысканию с работодателей по решениям судов.

В этой работе главная роль отведена подразделениям Федеральной службы судебных приставов, территориальными органами которой в округе из года в год допускаются системные нарушения при совершении исполнительных действий по документам о взыскании зарплаты.

Основными недостатками в их деятельности являются волокита, бездействие при осуществлении возложенных на них функций по принудительному исполнению судебных постановлений о взыскании в пользу граждан невыплаченной зарплаты.

Так, за три года в округе (с 2015 по 2017 годы включительно) в результате удовлетворения восьмисот пятидесяти представлений прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено более тысячи должностных лиц службы судебных приставов.

Сложившаяся ситуация требует от территориальных органов Гострудинспекции, а также службы судебных приставов оптимизации работы в целях устранения имеющихся недостатков, совершенствования деятельности по реализации возложенных на них полномочий, взаимодействия с иными контрольно-надзорными органами, правоохранителями, а также органами государственной власти и прокуратуры.

*****

Негативные последствия для работников влечет ухудшение финансового положения работодателя, поскольку оно, чаще всего, приводит к задержке заработной платы, переходу на режим неполного рабочего времени, сокращению численности. Обострение проблем наступает в период введения в отношении работодателей процедур банкротства, которые нередко сопровождаются массовыми нарушениями трудовых прав граждан.

На сегодня из 41 организации-должника в округе 24 предприятия – банкроты с задолженностью более 600 миллионов рублей.

В Магаданской, Сахалинской областях на предприятия, находящиеся в стадии банкротства, приходится вся сумма долга, в Республике Саха (Якутия) – около 80%, в Приморском крае и Амурской области – более 90%.

Основное бремя ответственности в обеспечении исполнения денежных обязательств перед работниками в стадии банкротства предприятия ложится на конкурсных (арбитражных) управляющих, в деятельности которых прокуроры из года в год выявляют нарушения.

В Приморском, Камчатском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях в работе руководителей и арбитражных управляющих предприятий выявлено более 50 нарушений, связанных с несоблюдением порядка формирования конкурсной массы, законностью включения в реестр требований кредиторов, очередностью их удовлетворения.

К примеру, в Сахалинской области арбитражным управляющим ООО «Южно-Курильские теплосети» при наличии подтвержденной задолженности по заработной плате перед бывшими работниками общества в размере 4 миллионов рублей меры к их включению в реестр требований кредиторов не приняты. По представлению прокурора нарушение устранено, задолженность по оплате труда погашена.

Вместе с тем усилиями только прокуроров кардинальным образом ситуацию не изменить. Полагаю, что необходимо существенно повысить эффективность реализации предоставленных полномочий органами, обязанными осуществлять контроль за деятельностью арбитражных управляющих: Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также Федеральной налоговой службой.

Имеющиеся законодательные нормы не всегда обеспечивают эффективное удовлетворение интересов работников. Одним из способов решения задач, на мой взгляд, является внесение в действующее законодательство поправок, предусматривающих выплату задолженности по заработной плате во внеочередном порядке.

Согласно изменениям, внесенным в 2015 году в Закон о банкротстве, правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом, помимо должника, его кредиторов и уполномоченного органа государственной власти, наделяются действующие и бывшие работники, у которых имеются требования по выплате выходных пособий и по оплате труда.

Однако, по имеющимся у нас сведениям, в арбитражных судах заявления таких лиц о введении в отношении работодателей процедур банкротства практически отсутствуют.

Представляется, что активное использование работниками таких полномочий должно способствовать более эффективному решению задач по защите их прав.

*****

В последние десятилетия подходы к оценке криминализации деяний, наносящих вред охраняемым государством интересам граждан, постоянно совершенствовались вследствие происходящих экономических процессов и появления новых общественных отношений.

В 1999 г. (15.03.1999) Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 145 прим. один, предусматривающей уголовную ответственность руководителя предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности за невыплату из корыстной или иной личной заинтересованности свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.

В 2007 г. диспозиция данной статьи претерпела изменения. В число субъектов ответственности включены работодатели - физические лица.

Согласно нововведениям, внесенным Федеральным законом в 2010 году, расширен перечень субъектов преступления - теперь ими могут быть признаны руководители филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, допустившей нарушение трудовых прав работников. Изменена объективная сторона преступления – отныне уголовно-наказуемой является не только полная, но и частичная невыплата заработной платы, а также ее выплата в размере ниже минимального размера оплаты труда. Ужесточены меры наказания по сравнению с ранее действовавшей редакцией.

*****

Реализация функции уголовного преследования виновных в совершении преступлений, предусмотренных статьей 145 прим один УК РФ, в округе осуществляется достаточно активно. Число возбужденных уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы растет: в 2015 году – на 40% (до 61) в сравнении с предыдущим годом, в 2016 году – в 3 раза (до 169), первом полугодии текущего года – почти на 70% (до 111).

Значительное количество уголовных дел возбуждено по заявлениям работников предприятий о нарушении их трудовых прав.

Заслуживает внимания активность прокуроров в вопросах инициирования уголовного преследования виновных. По материалам проверок следственными органами в округе за последние два с половиной года возбуждено каждое второе уголовное дело.

Этому предшествует значительная по объему и временным затратам кропотливая работа прокуроров по проверке сигналов о задержках зарплаты. Изучается организационная и финансовая документация предприятий - должников, назначаются необходимые исследования, привлекаются различные специалисты, опрашиваются очевидцы. Нередко по своим масштабам так называемые «общенадзорные» прокурорские проверки сопоставимы с расследованием в рамках уголовного дела.

Следует отметить важность своевременного принятия максимально широкого спектра мер, направленных на восстановление нарушенных трудовых прав граждан.

К примеру, весной прошлого года в Республике (Саха) Якутия выявлено наличие задолженности по заработной плате и иным выплатам почти трем тысячам работников ряда золотодобывающих предприятий на сумму около 1 миллиарда 200 миллионов рублей.

Управлением Генеральной прокуратуры в округе были оперативно организованы выезды прокурорских работников в удаленные районы республики для изучения причин возникновения задолженности непосредственно на местах. В течение недели проверка и изучение документации показали наличие в действиях руководства предприятий признаков ряда преступлений, в том числе связанных с необоснованным выводом со счетов значительных сумм денежных средств.

По результатам этих выездов в республике возбуждено 10 уголовных дел, которые затем расследовались в одном производстве. Благодаря своевременно принятым мерам образовавшаяся задолженность по заработной плате была погашена в полном объеме еще в ходе досудебного производства.

В итоге, к уголовной ответственности был привлечен, а затем и осужден финансовый директор группы компаний – должников.

*****

Еще одним из ключевых направлений прокурорского надзора является обеспечение законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Безотлагательное, всестороннее и качественное проведение проверочных мероприятий, правильное определение предмета доказывания, выполнение следственных действий на высоком профессиональном уровне являются залогом эффективности уголовного преследования виновных, подготовки материалов уголовного дела для его объективного рассмотрения судом.

Вместе с тем, практика надзора свидетельствует, что, к сожалению, не всегда следователями Следственного комитета России, к чьей исключительной компетенции отнесено расследование таких преступлений, на досудебной стадии соблюдается законность. Нарушения при сборе доказательств носят распространенный характер.

Прокурорами в процессе надзорной деятельности признаются незаконными и отменяются каждое второе постановление о прекращении уголовного дела, а также абсолютное большинство решений о приостановлении по ним производств.

По значительному числу уголовных дел допускается волокита, что затрудняет доступ потерпевших граждан к правосудию, препятствует своевременному восстановлению их прав, а также противоречит принципу неотвратимости наказания за содеянное.

В каждом случае выявления таких нарушений прокуроры принимают предусмотренные законом меры реагирования, последовательно добиваясь полного их устранения.

Вынужден отметить, что помимо субъективных причин, на сроках расследования такой категории уголовных дел в Дальневосточном федеральном округе негативно сказывается проблема недостаточного количества и значительной загруженности экспертных учреждений. Тогда как установление в рамках экспертного исследования фактической возможности у руководителя предприятия своевременно выплатить сотрудникам заработную плату является ключевым фактором, определяющим виновность лица.

В этой связи вопросы расширения сети экспертных подразделений соответствующей квалификации находятся на постоянном контроле руководства Генеральной прокуратуры.

Уверен, что со временем эта проблема с повестки будет снята окончательно.

*****

С 2015 года в округе для рассмотрения в суд направлено 130 уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы. По результатам судебного следствия вынесено 60 обвинительных приговоров, по 40 уголовным делам - производство прекращено по нереабилитирующим основаниям, из их числа по 13 - с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Судебный штраф - новое в Российском законодательстве основание освобождения от уголовной ответственности. Оно не является видом наказания, представляет собой денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности, если оно впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести и возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Очевидно, что данная норма стимулирует виновных работодателей к погашению задолженности еще на стадии расследования, кроме того, ее применение не влечет возникновения у лица судимости.

 

Уважаемые участники конференции!

 

В условиях постоянно изменяющихся правоотношений в данной сфере мы одними из первых сталкиваемся с необходимостью совершенствования законодательства.

Так, надзорная практика свидетельствует, что нередко к отрицательному финансовому результату, препятствующему исполнению юридическим лицом своих обязательств перед государством, контрагентами, работниками приводят неправомерные действия его учредителей по выводу из организации денежных средств, имущества, иных активов.

В этой связи перечень субъектов преступления, предусмотренного статьей 145 прим 1 УК РФ, может быть расширен путем включения в их число бенефициаров - учредителей, участников, инвесторов и других лиц, причастных к нарушению трудовых прав работников.

Вопрос внесения таких изменений в законодательство прорабатывается совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Завершая свое выступление, хочу еще раз отметить нацеленность органов прокуратуры на обеспечение безусловного исполнения законодательства, регулирующего права граждан на своевременную и в полном объеме оплату труда.

 

Благодарю за внимание!

Распечатать Архив новостей