История - Приволжская транспортная прокуратура
История
Сегодня прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В разные времена существования прокуратуры в Российском государстве, она осуществляла выполнение различных государственных функций – финансовой, военной, административной, полицейской, судебной, но единственная функция ей была присуща всегда – надзор за исполнением законов.
Так, в Именном Высочайшем указе Петра I Правительствующему Сенату от 12 января 1722 года, учредившем прокуратуру, отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».
18 января 1722 года император Петр I назначил графа П.И. Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Представляя его сенаторам, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных».
Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
Важное значение надзорным функциям прокуратуры придавала Екатерина II, которая 3 февраля 1764 года назначив на должность Генерал-прокурора князя А.А. Вяземского, лично написала ему «секретнейшее на ставление», в котором четко определила его обязанности.
Императрица напоминала Вяземскому, что Генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах».
Екатерина II предостерегала Генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».
А.А. Вяземский строго придерживался данного ему Наставления, вследствие чего расширил свои полномочия. Если в начале карьеры он наблюдал за Сенатом, а также за продажей соли и вина в Российской империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
8 сентября 1802 года император Александр I, в связи с преобразованием государственного аппарата, назначил Г.Р. Державина первым в истории России Министром юстиции с одновременным выполнением функций Генерал-прокурора.
Немаловажна роль прокуратуры и в проведении в 19 веке в России судебной реформы. 1 января 1864 года в должности Министра юстиции и Генерал-прокурора был утвержден Д.Н. Замятин. В декабре 1863 года проекты Судебных уставов официально поступили в Министерство юстиции.
Д.Н. Замятину предстояло дать на них свои замечания. Он образовал под своим председательством комиссию, которая трудилась четыре месяца. Каждая статья тщательно прорабатывалась. В целом замечания были подготовлены по 1100 статьям. Судебные уставы были Высочайше утверждены 20 ноября 1864 года. Они коренным образом изменили судопроизводство и судоустройство в России.
Судебные органы отделялись от административных и законодательных, создавались институты суда присяжных и адвокатуры, вводились гласность и состязательность процесса. Составной частью реформы стало и преобразование прокурорского надзора.
После победы Октябрьской революции Декретом о суде №1, принятым 24 ноября 1917 года Советом Народных Комисаров, прокуратура, суды были упразднены. Их функции были возложены на революционные трибуналы.
Однако, 28 мая 1922 года в составе Народного комиссариата юстиции была образована Государственная прокуратура. В соответствии с принятым на третьей сессии ВЦИК 9 созыва Положением о прокурорском надзоре на прокуратуру, как и ранее, были возложены функции надзора за законностью действий всех органов государственной власти, в том числе и осуществлявших предварительное следствие, поддержание обвинения в суде и др. Содержащееся в этом Положении требование о специализации общей и военной прокуратур по надзору за исполнением законов железнодорожном и водном транспорте, фактически предопределило создание транспортных прокуратур.
В соответствии с Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, приказом Генерального прокурора СССР №46 от 5 ноября 1980 года в системе органов прокуратуры были образованы транспортные прокуратуры, действовавшие на правах областных, районных, городских прокуратур. В г. Горьком, ныне - Нижний Новгород, располагалась Горьковская, а впоследствии Волго-Вятская транспортная прокуратура, в Куйбышев, ныне – г. Самара, - Средневолжская.
Со временем возникла необходимость в перестройке всей системы специализированных прокуратур. Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 г. N 23 надзор за исполнением законов в аппаратах таможенных управлений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений железных дорог, воздушного, водного и автомобильного транспорта, морских и речных пароходств, бассейновых инспекций, а также морских и речных регистров был возложен на прокуроров тех субъектов Федерации, на территории которых находятся перечисленные органы. Таким образом, функции транспортных прокуратуры были переданы прокурорам субъектов РФ.
После перехода районных транспортных прокуратур в подчинение прокурорам субъектов РФ деятельность одних, например: Татарской транспортной прокуратуры активизировалась, а показатели работы значительно улучшились.
Напротив, на примере такого субъекта Российской Федерации, как Владимирская область, ликвидация единой централизованной системы транспортных прокуратур привела к ряду негативных последствий.
Так, в границах Владимирской области проходят магистрали, относящиеся к трем железным дорогам: Московской, Горьковской и Северной. Есть три линейных отдела внутренних дел на транспорте: ЛОВДТ на ст. Александров, подчиненный Северному УВДТ, находящемуся в Ярославле, т.е. на территории другого субъекта РФ; Владимирский ЛОВДТ и Муромский ЛОВДТ, подчиненные Волго-Вятскому УВДТ, находящемуся в Нижнем Новгороде, т.е. на территории другого субъекта РФ. Зоны оперативного обслуживания каждого из этих трех линейных отделов не совпадают с административно-территориальным делением Владимирской области, выходят за ее границы.
И, если до издания упомянутого Приказа система прокурорского надзора за следствием и дознанием в ОВД на транспорте действовала достаточно четко, то после издания - вопросы надзора за законностью предварительного расследования преступлений на транспорте "растворились" в общих проблемах надзора за законностью расследования; отсутствие специализации следователей и прокуроров отрицательно сказалось на качестве расследования и надзора; остро проявилась проблема несовпадения сфер обслуживания ОВДТ и территориальных прокуроров.
В конечном итоге время и практика исполнения и применения законов все расставили на свои места, практически восстанавливается и совершенствуется ликвидированная ранее система.
Организационное построение прокурорской системы не должно быть связано только непосредственно с административно - территориальным делением страны, конкретными субъектами Федерации.
Надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере должен быть сосредоточен в руках транспортных прокуроров. Наличие в Российской Федерации единой системы транспортных прокуратур укрепляет законность, упрощает организационные и информационные связи, позволяет представить действительный уровень законности на транспорте и в таможенной сфере.
С 1 августа 2007 года приступила к работе Приволжская транспортная прокуратура (на правах прокуратуры субъекта РФ), образованная приказом Генерального прокурора РФ Чайки Ю.Я. №83 от 11.05.2007.
Эволюционное развитие Российской прокуратуры определило ее цели и место в системе государственных органов. Основными целями деятельности прокуратуры на современном этапе является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.