Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 26 марта 2013, 19:30
Итоги работы Приволжской транспортной прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за 2012 год
  Текст

Приволжской транспортной прокуратурой проанализированы результаты работы по реализации, предусмотренных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящими в Приволжский транспортный регион, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления и их должностных лиц за 2012 год.

На основании соглашений, заключенных с территориальными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации, расположенными на территории Приволжского транспортного региона, на постоянной основе осуществляется обмен информацией о выявленных нормативных правовых актах (их проектах) в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, содержащих коррупциогенные факторы.

Согласно информации территориальных подразделений Минюста РФ в отчетный период ими не выявлялись нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащие коррупциогенные факторы.

3 мая 2012 года прокуратурой заключено соглашение о сотрудничестве при проведении в установленном порядке совместного мониторинга нормативных правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов с Торгово-промышленной палатой Самарской области.

Информация о проделанной работе по проведению антикоррупционной экспертизы размещается на сайте Приволжской транспортной прокуратуры.

17 января 2012 года на интернет-представительстве прокуратуры размещено приглашение к участию в такой работе независимых экспертов и иных институтов гражданского общества.

У независимых экспертов запрошена информация о проведенных ими антикоррупционных экспертизах нормативных правовых актов в указанной сфере, случаях отказов органов власти и органов местного самоуправления в рассмотрении результатов экспертиз и исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов.

В заинтересованных поднадзорных организациях истребована имеющаяся информация о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, принятых в сфере функционирования железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский транспортный регион, и о практике правоприменения таких нормативных правовых актов.

С целью выявления незаконных правовых актов изучаются обращения, поступающие в Приволжскую транспортную прокуратуру, в том числе через ее официальный сайт.

Всего на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 7 проектов и 55 действующих нормативных правовых актов.

Коррупциогенные факторы выявлены в 2 проектах и 2 действующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 1 нормативном правовом акте органа местного самоуправления, регламентирующих правоотношения в сферах соблюдения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, бюджетного законодательства, а также регламентирующих порядок пользования маломерными судами.

В результате прокурорского вмешательства 2 проекта и 2 действующих нормативных правовых акта приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, 1 признан утратившим силу.

Типичными коррупциогенными факторами являлись нормы, свидетельствовавшие о широте полномочий, позволяющих должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции и др.

Так, проведенной антикоррупционной экспертизой постановления Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2010 года № 178 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении» установлено, что утвержденным им Порядком предоставления организациям железнодорожного транспорта субсидий на компенсацию части потерь в доходах в связи с предоставлением обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, не предусмотрена процедура возврата субсидии в случае нарушений условий ее предоставления. Отсутствие указанной административной процедуры в нормативном правовом акте в соответствии Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) является коррупциогенным фактором.

По требованию Приволжского транспортного прокурора об изменении нормативного правового акта Правительством Республики Башкортостан постановление приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства и в него внесены изменения, регламентирующие процедуру возврата субсидии в случае нарушений условий ее предоставления.

Проведенной антикоррупционной экспертизой решения Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики от 31 мая 2012 года № 205 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Шумерля» установлено, что согласно одного из его пунктов на хозяйствующих субъектов возлагалась обязанность по содержанию в чистоте и исправном состоянии железнодорожных переездов, территорий, примыкающих к железнодорожным путям в границах полосы отвода.

Вместе с тем, вопросы благоустройства земель железнодорожного транспорта в силу действующего законодательства к вопросам местного значения городского округа не отнесены.

Таким образом, в данной части решение Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики являлось незаконным и необоснованным, т. к. принято за пределами компетенции органа, его издавшего. Нормы свидетельствующие, о принятии нормативного правового акта за пределами компетенции в силу Методики является коррупциогенным фактором.

По протесту Чувашского транспортного прокурора решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики незаконный пункт из Правил благоустройства территории города Шумерля исключен.

Приволжской транспортной прокуратурой изучен проект постановления Правительства Ульяновской области «Об учреждении ежегодной премии в области гражданской авиации» на предмет наличия коррупциогенных факторов.

Проектом постановления планировалось утвердить Положение о ежегодной премии в области гражданской авиации и состав конкурсной комиссии по присуждению ежегодной областной премии в области гражданской авиации.

Однако в нем не установлены сроки рассмотрения конкурсной комиссией представленных конкурсных материалов и принятия решения по ним, что в процессе правоприменения может повлечь нарушения прав отдельных кандидатов на соискание премии. Кроме того, не конкретизирован статус учреждаемых премий в области гражданской авиации, в том числе в номинациях «Лучший командир воздушного судна гражданской авиации», «Лучший командир воздушного судна - инструктор» «Лучший авиадиспетчер гражданской авиации», что может расцениваться как вмешательство в компетенцию государственных органов в области гражданской авиации. В то же время в соответствии с Методикой отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти, нарушение компетенции органов государственной власти при принятии нормативных правовых актов являются коррупциогенными факторами.

С целью устранения выявленных недостатков в проекте постановления Приволжской транспортной прокуратурой Губернатору Ульяновской области направлена информация, по результатам рассмотрения которой коррупциогенные факторы из проекта постановления исключены.

Негативных последствий действия указанных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов в практике правоприменения и связанных с ними проявлений коррупции, причинения ущерба государству не выявлено.