Интервью и выступления

Ответственное использование
  Текст
  1 Прикрепленные файлы

Интервью размещено в журнале "Транспортная безопасность и технологии" № 1(69) 2022

О мерах ответственности владельцев беспилотных воздушных судов в случае незаконного использования, мы поговорили с Приволжским транспортным прокурором государственным советником юстиции 3 класса Дмитрием Коношем

Дмитрий Алексеевич, какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за незаконное использование беспилотных авиационных систем (БАС)?

Для начала хочу пояснить, что беспилотная авиационная система – это комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за их полетом.

Одним из основных составных элементов БАС является беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Законодательством установлено два вида ответственности в случаях незаконного использования беспилотных авиационных систем – административная и уголовная.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.4 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. За такие противоправные действия возможно привлечение к ответственности в виде административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 до 150 тысяч рублей; на юридических лиц - от 250 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случаях использования воздушного пространства Российской Федерации без разрешения, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, последует уголовная ответственность по части 1 статьи 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Санкция статьи - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если данное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, ответственность за него предусмотрена частью 2 статьи 271.1 УК РФ в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Были ли случаи, связанные с незаконным использованием БАС в отношении объектов транспортной инфраструктуры на поднадзорной территории? Если такие случаи были, расскажите о них подробнее.

Случаев незаконного использования БАС в отношении объектов транспортной инфраструктуры на поднадзорной территории не зафиксировано.

В рамках празднования 800-летия города Нижнего Новгорода в развлекательных целях использовалась БАС, состоящая из более, чем 1200 беспилотных воздушных судов. Полет был согласован с Московским центром автоматизированного управления воздушным движением и администрацией Нижнего Новгорода.

Широко распространены полеты единичных беспилотных воздушных судов. Однако при выполнении таких полетов нужно помнить и учитывать некоторые ограничения.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Для таких полетов устанавливается временной и местный режимыв интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.

При этом такие требования не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 килограмм, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности: вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»; на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Кроме того, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

 

Выявлялись ли на поднадзорной территории незарегистрированные в установленном законном порядке БАС? Существует ли регламент, как поступать с такими БАС?

На сегодняшний день в Приволжском транспортном регионе поставлены на государственный учёт более 4500 беспилотных воздушных судов. Незарегистрированные в установленном порядке беспилотные воздушные суда на территории транспортного региона в 2020 и истекшем периоде 2021 года не выявлялись.

При установлении факта использования незарегистрированного воздушного судна, при наличии оснований, в качестве обеспечительной меры,оно может быть изъято в порядке, установленном административным и уголовно-процессуальным законодательством. Прокуратура вправе обратиться в суд с иском об обязании физического лица- собственника беспилотного воздушного судна, поставить его на государственный учёт.

Кроме того, при нарушении правил учёта беспилотного воздушного судна юридическим лицом прокурор вправе внести его руководителю представление с требованием об устранении нарушений, а уже при отказе в выполнении таких требований - обратиться с иском в суд.

При этом при эксплуатации беспилотного воздушного судна прокурор также вправе потребовать заключения договора страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц. Такое требование вытекает из положений ч. 1 ст. 131 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Распечатать