Шевченко Михаил Алексеевич - Северо-Западная транспортная прокуратура
Наши ветераны
Краткая автобиография, описание трудового пути в органах прокуратуры:
Шевченко Михаил Алексеевич, родился в ноябре 1953 года в рабоче-крестьянской семье в г. Переяславе Киевской области.
В мае 1971 года окончил среднюю школу, после чего пошел работать в строительную организацию разнорабочим. С октября 1971 года по январь 1974 года служил в пограничных войсках КГБ СССР на китайской границе.
В 1979 году окончил Харьковский юридический институт.
После окончания института служил в следственном управлении органов внутренних дел Украины, первоначально следователем, затем старшим следователем по особо важным делам.
В конце 1990 года переехал с семьей в Мурманскую область, где продолжил службу в органах МВД России в должности начальника следственного отдела, имел специальное звание полковника юстиции.
Приказами МВД Украины и Министра внутренних дел СССР неоднократно за безупречную службу и профессионализм поощрялся по службе.
В 1994 году продолжил службу в системе транспортных прокуратур в Северо-Западной транспортной прокуратуре следователем Кандалакшской транспортной прокуратуры.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.06.2001 № 581-к Шевченко М.А. назначен на должность Кандалакшского транспортного прокурора, в которой проработал до 2015 года.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 8 декабря 2011 года награжден нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры».
Очерк о событии, связанном со службой в органах прокуратуры:
В ноябре 2000 года железную дорогу облетела страшная весть – с рабочего места при неизвестных обстоятельствах исчезла дежурная по станции Кандалакша Наталья Святова. Прошло почти три года, прежде чем следственные органы смогли ответить на вопрос, что же случилось на станции в ту злополучную ночь со второго на третье ноября…
В начале июля 2001 года двое рабочих-железнодорожников недалеко от станции Африканда-1 проверяли состояние подъездных путей. В водоотводной трубе под путями они обнаружили труп девушки в железнодорожной форме. Ею оказалась дежурная по станции двадцатипятилетняя Наталья Святова.
Мурманская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 105 УК РФ (убийство). Расследование по различным причинам неоднократно приостанавливалось. Первоначально предполагалось, что отлучилась она по личным делам, так как с рабочего места ничего не пропало и обстановка в помещении дежурной была не нарушена. Родители и сослуживцы в течении нескольких дней ждали ее возвращения, одновременно милиция с помощью населения и военнослужащих активно искали девушку в поселке и лесном массиве.
Итак, первоначальный поиск Н. Святовой ни к чему не привел. Когда же за полтора километра от станции в тоннеле был обнаружен ее труп, вновь начался активный поиск преступников. Характер множественных повреждений на голове и лице убитой указывал на то, что был применен тупой, твердый предмет.
В ходе следствия, а оно к тому времени было передано по территориальности Кандалакшской транспортной прокуратуре, возглавляемой прокурором Шевченко М.А., проверялись многие версии убийства. Но в первую очередь стали отрабатывать и проверять версию о причастности к преступлению жителей поселка Африканда-2 В. Подлесного и С. Голубева, которые в ночь со второго на третье ноября 2000 года совершили кражу алюминиевого провода с линии электропередачи, проходящей через улицу Набережная в поселке Африканда-1 вблизи железнодорожной станции, за что были пойманы и осуждены.
В результате правильно спланированных, грамотных и профессиональных допросов подозреваемых и свидетелей по делу, проведения ряда криминалистических экспертиз удалось добиться необходимых и убедительных доказательств вины Подлесного в убийстве дежурной по станции, выяснить истинную картину этого особо тяжкого и дерзко совершенного преступления.
В полночь Подлесный и Голубев на мотоцикле с коляской приехали в район вокзала и начали присматриваться, где бы срезать провода. Выбрав линию электропередачи на улице Набережная, они направились к зданию вокзала, чтобы убедиться, что их никто не заметит со стороны станции. Подойдя ближе, через окно увидели, что в смене работает Н. Святова, жительница поселка. Решив, что их никто не заметит, направились к столбам и с помощью монтажных когтей и бокорезов срезали 600 метров провода с трех пролетов линии электропередачи.
Электромонтер Голубев продолжал резать провода, когда Святова в 2 часа ночи вышла из помещения встречать очередной поезд. После его прохождения Голубев сообщил Подлесному, который на земле сматывал провода, что Святова его заметила. По ее реакции было понятно, что она намерена действовать. Подлесный предложил Голубеву оставаться, а сам направился «поговорить» с дежурной. Догнав ее возле входа в помещение, монтажным когтем нанес более семи ударов по голове, от чего она скончалась на месте преступления. Подбежавшему Голубеву Подлесный заявил: «Сам ляжешь рядом, если развяжешь язык». Вдвоем они отнесли труп к мотоциклу, а затем перевезли в лесной массив в районе старого кладбища, где и спрятали в водоотводную трубу. Затем они вернулись и, пользуясь темнотой, продолжили срезать провода, несмотря на то, что движение поездов приостановилось из-за отсутствия дежурной, а у вокзала появились работники железной дороги. Так все просто – убили, убрали труп и продолжили свою «работу».
Приговором Мурманского областного суда Подлесный приговорен к 15 годам лишения свободы. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федеации приговор оставила в силе.