Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 9 марта 2024, 16:52
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 2023 году
  Текст

В 2023 году Южной транспортной прокуратурой в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, на постоянной основе проводилась данная работа.

Экспертиза проведена в отношении 36 нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

По результатам изучения нормативных правовых актов выявлено 15 коррупциогенных факторов, принесено 14 протестов.

Так, в анализируемом периоде Крымским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта при предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлены нарушения требований Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138.

Нарушения выразились в содержании избыточных и незаконных требований (обременение на граждан и юридических лиц), изложенных в соответствующих административных регламентах муниципальных услуг по выдаче разрешений на выполнение авиационных и иных работ, использование воздушного пространства над населенными пунктами Сакского, Джанкойского и Советского районов Республики Крым.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой 20.06.2023, 22.06.2023 и 28.06.2023 принесено 13 протестов на незаконные постановления органов местного самоуправления, которые рассмотрены в период с 07.07.2023 по 28.07.2023.

Владикавказской транспортной прокуратурой выявлено несоответствие норм Положения «О резервировании земель, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд на территории Моздокского городского поселения» (далее - Положение), утвержденного 04.03.2023 решением собрания представителей Моздокского городского поселения, федеральному законодательству в части порядка резервирования земельных участков для муниципальных нужд. Резервирование земель, в числе прочего, осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Общий срок резервирования земель – не более чем на три года, а для строительства и реконструкции объектов морского, железнодорожного, воздушного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и других линейных объектов муниципального значения – до двадцати лет (ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации). Вопреки указанным срокам пунктом 3 Положения установлен иной общий срок – семь лет.

Также Положением не установлены специальные сроки резервирования под строительство и реконструкцию объектов воздушного транспорта, транспортно-пересадочных узлов муниципального значения.

На указанное решение прокуратурой 20.06.2023 принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Кроме того, оценке на коррупциогенность подвергнуто 20 проектов нормативных правовых актов, выявлено 6 коррупциогенных факторов.

Так, Астраханской транспортной прокуратурой 02.09.2023 Главе муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области направлены замечания на проект постановления, утверждающего административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг).

В нарушение требований ст. 36, 52 и 66 Воздушного кодекса Российской Федерации указанный проект не содержал требований к воздушным судам, на которых заявители планируют выполнение полетов, а также отсутствовали обязательные требования к авиационному персоналу, что в соответствии с подп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.

По результатам рассмотрения замечаний 28.09.2023 проект приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Аналогичные нарушения установлены Карачаево-Черкесским, Назрановским и Нальчикским транспортными прокурорами.

В 2023 году обращения и заключения независимых экспертов в прокуратуру не поступали.