История

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура является звеном системы межрегиональных транспортных прокуратур на правах прокуратур субъектов Российской Федерации, которые созданы Генеральным прокурором Российской Федерации в 2006-2007 году для усиления борьбы с нарушениями законов на транспорте, обеспечения безопасности его движения и эксплуатации, наведения порядка в таможенной сфере.

В истории Российской прокуратуры подобная специализация существовала и ранее. 12 января 1722 года Петр I издал Указ  об образовании прокуратуры. В нём отмечалось: "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору".

 

Суть самой должности прокурора ее основатель Пётр I выразил такими словами: "Сей чин яко око наше, стряпчий по делам государственным". Специализированный прокурорский надзор в таможенной сфере и за путями сообщения стал осуществляться в лице прокурора Коммерц-коллегии Сената  и прокурора Камер-коллегии Cената, учрежденных в 1718 году. Коммерц-коллегия ведала торговлей, морскими и пограничными таможнями, а также устройством путей сообщения - сухопутных и водных. В подчинении Камер-коллегии, ведавшей в целом государственными доходами, до 1740 года находились внутренние таможни. Она также ведала строительством казенных дорог и мостов.  В 1740 году руководство всеми таможенными органами стала осуществлять только Коммерц-коллегия. Рядом вопросов деятельности Иркутского адмиралтейства, ведавшего казенным флотом на Байкале, а также  доставки грузов, оборудования и снаряжения по сухопутным и водным путям   Восточно Сибири для  порта Охотск и дислоцировавшихся там судов ведала Адмиралтейств- колллегия.

 

    На местах за деятельностью органов губернского управления, которые ведали таможенными вопросам и путями сообщения, надзирали территориальные губернские прокуроры. В Сибири прокуратура была создана уже после смерти Петра I. Первым Сибирским прокурором стал отставной армейский капитан П.А. Челищев, который занимал эту должность в 1734-1741гг. Он дислоцировался в г. Тобольске, откуда в то время осуществлялось управление Сибирской губернией. Через Тобольск проходил основной путь, связывающий европейскую Россию с Сибирью. В то же время, вопросами Сибири с 1730 года начал ведать воссозданый Сибирский приказ. В 1734 году по представлению Сената императрица утвердила должность прокурора Сибирского приказа и назначила на нее капитана В. Римского-Корсакова. Прокурор приказа  был непосредственно подчинен генерал-прокурору Сената. В 1736 году  входившая в состав Сибирской губернии под управлением особого вице-губернатора Иркутская провинция была выведена из подчинения Сибирского губернатора и передана в непосредственное подчинение Сибирского приказа. В подчинении Сибирского губернатора осталась только Тобольская провинция. Таким образом, прокурорский надзор по вопросам, касающимся управления Иркутской провинцией, то есть всей Восточной Сибирью, стал непосредственно осуществлять находившийся в Москве прокурор Сибирского приказа. Сибирский приказ в то время ведал кадровой политикой и контролем за деятельностью местной администрации. Ему также были переданы от Камер-коллегии вопросы  внутренних сибирских доходов.  Однако вопросы  внешней торговли с Китаем и пограничной таможенной политики Сибирский приказ решал совместно с Коммерц-коллегий. Соответственно в этой части  прокурор Коммерц-коллегии и прокурор Сибирского приказа по вопросам прокурорского надзора должны были взаимодействововать друг с другом.

 

  
      В это время вопросам транспортного сообщения с Сибирью и функционирования там таможенных органов придавалось исключительно важное значение, что связано было с  ее возрастающей экономической ролью и расширением под контролем государства торговых связей с Китаем. В 1727г в результате заключения Кяхтинского договора началась торговля с Китаем на границе, в специально построенной для этого Кяхтинской слободе, где была образована таможня. В 1738г началось государственное судоходство на Байкале: построен в Иркутске для плавания по Байкалу первый казенный бот. В 1740 году начато строительство Сибирского сухопутного тракта от Томска до Иркутска, которое длилось более 20 лет. К середине 18 века главной сибирской таможней стала Кяхтинская, обеспечивавшая торговые операции с Китаем. До 1792г. также  действовала и Иркутская таможня.
      В 1763 году было принято решение о расширении не только центральной прокуратуры, но и местной. Помимо губернских прокуроров были учреждены должности провинциальных прокуроров. 14 апреля  1764г работа по подбору кандидатов на вновь учрежденные прокурорские должности была закончена и список представлен на утверждение императрице. По Сибирской губернии к назначению на  должности прокурора Енисейской провинции был представлен находившийся не у дел секунд-майор Иван Зуев, прокурора Иркутской провинции – Якутского пехотного полка секунд-майор Иванов.
      К этому времени Сибирский приказ был ликвидирован, а вместе с ним и должность прокурора приказа. Вновь назначенные провинциальные прокуроры Сибири стали непосредственно подчиняться Генерал-прокурору. В этом же, 1764 году,  должность  прокурора Иркутской провинции была преобразована в должность губернского прокурора, поскольку была образована Иркутская губерния.
 
                                                                                                   ******** 
       
    В Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года предусматривались должности военных прокуроров при военно-транспортных трибуналах. Такие прокуроры назначались в регионах, в которых территориальные - губернские прокуратуры еще не были созданы, либо там, где транспорт был выведен из-под их надзора. С 1 января 1923г введено в действие Положение о судоустройстве РСФСР. В нем, наряду с единой судебной системой, было предусмотрено «временное» существование специальных судов, в т.ч. и военно-транспортных трибуналов, которые в основном рассматривали уголовные дела, расследовавшиеся транспортными отделами (ТО) ГПУ. В Сибири военно-транспортный трибунал был образован при Сибирском округе путей сообщения в г. Омске. При нем была образована прокуратура Сибирского округа путей сообщения.  Во вновь образованном Верховном Суде СССР первоначально действовала военно-транспортная коллегия, однако в 1926г она была упразднена. В новом Положении о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926г военно-транспортные трибуналы уже не были предусмотрены.
      В связи с упразднением специальных судов на транспорте временно прекратили свое существование и транспортные прокуратуры. Прокурорский надзор в сфере транспорта в полном объеме был возложен на территориальные прокуратуры.

                                                                                ******

Вновь необходимость в специализированном прокурорском надзоре на транспорте возникла в начале 30-х годов прошлого века в ходе начавшейся индустриализацией страны и резко возросшей роли железнодорожного и водного транспорта. 27 ноября 1930 года в целях усиления борьбы с преступлениями на железных дорогах, в том числе злостными нарушениями трудовой дисциплины, правил эксплуатации и движения железнодорожного транспорта, выпуском в эксплуатацию некачественно отремонтированного подвижного состава и иного транспортного оборудования, простоями вагонов, ЦИК и СНК СССР постановил образовать при краевых (областных) судах по месту дислокации дирекций железных дорог железнодорожные линейные суды. Для расследования дел данной категории соответствующими краевыми (областными) прокуратурами выделялись специальные следователи, а для надзора за следствием - специальные прокуроры. Руководство деятельностью этих прокуроров возлагалось на Прокуратуру Верховного суда Союза ССР (так называлась союзная прокуратура – предшественница Прокуратуры Союза ССР). Во вновь образованном в то время Восточно-Сибирском крае с центром в г. Иркутске (в него входили территории, относящиеся в настоящее время к Красноярскому краю, Иркутской области и Забайкальскому краю) действовала Забайкальская железная дорога от ст. Иннокентьевская до ст. Сковородино. Поскольку дирекция дороги располагалась в г. Чите, там был создан железнодорожный линейный суд и прокуратура Забайкальской железной дороги в составе прокуратуры Восточно-Сибирского края. Прокуратуру Забайкальской железной дороги возглавлял Можай М.А. Кроме этого, в составе  краевой прокуратуры были образованы прокуратуры 2-х эксплуатационных участков (Красноярского и Нижнеудинского) Томской железной дороги, также проходившей по территории края.

В ходе первой пятилетки железнодорожной транспорт с трудом справлялся с возложенными на него задачами, как по причине технической отсталости, так и в силу недостаточной организации его работы, нехватки квалифицированных кадров, их большой текучести. Для устранения этих недостатков в 1932-33 годах был принят ряд мер по изменению системы управления железными дорогами, закреплению кадров и укреплению трудовой дисциплины. При этом железные дороги Сибири и Дальнего Востока (Томская, Забайкальская и Уссурийская) стали военизированными. Это потребовало изменений и в организации работы транспортных прокуратур. 3 января 1933г постановлением ЦИК и СНК в изъятие из постановления от 27 ноября 1930г. железнодорожные линейные суды и транспортные прокуратуры на Уссурийской и Забайкальской железных дорогах были упразднены, а вместо них образованы военные железнодорожные трибуналы и военные прокуратуры, входящие в систему военных трибуналов и военных прокуратур Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). На основании данного постановления была образована Военная прокуратура Забайкальской железной дороги. В связи с этим ранее возглавлявший прокуратуру Забайкальской железной дороги Можай М.А. был освобожден от занимаемой должности и назначен прокурором г. Красноярска. Военным прокурором вновь образованной Амурской железной дороги в 1936-37гг был бригвоенюрист (1936г)  Лапидус  Р.Б., который 20.09.37г был уволен, работал юристом, а 2 августа 1939г. арестован и приговорен Особым Совещанием при НКВД 29 ноября 1939 г. как социально-опасный элемент (СОЭ) к 5 годам ИТЛ. Реабилитирован 5 августа 1967 г. по определению Военного Трибунала ДВО за отсутствием состава преступления.

      С 7 июля 1933г действие вышеуказанного постановления было распространено и на Томскую железную дорогу.

Изменения на железнодорожном транспорте коснулись и других транспортных прокуратур железных дорог, действовавших на основании постановления ВЦИК и СНК от 27 ноября 1930г. 27 августа 1933 года было принято решение о  выведении их  из состава территориальных прокуратур  и включении непосредственно в систему вновь образованной 20 июня 1933г. Прокуратуры Союза ССР. Согласно утвержденному в декабре 1933 года «Положению о Прокуратуре Союза ССР» в качестве структурных подразделений в Прокуратуру Союза ССР вошли военная прокуратура  и транспортная прокуратура. Систему транспортной прокуратуры составляла Главная транспортная прокуратура (в 1936г. преобразована в Главную прокуратуру железнодорожного транспорта) и подчиненные ей транспортные прокуратуры железных дорог. Таким образом, в этот период сложились и действовали вплоть до начала Великой Отвечественной войны две самостоятельных системы транспортных прокуратур железных дорог: транспортные прокуратуры, подчиненные Главной транспортной прокуратуре, и военные транспортные прокуратуры, подчиненные Главной военной прокуратуре, в которой действовал транспортный отдел.

                                                                    ******

В марте 1934 году Томская и Забайкальская железные дороги были разукрупнены и образована Восточно-Сибирская железная дорога (от ст. Мариинск до ст. Мысовая) с дирекцией в г. Иркутске.
     В силу своего стратегического значения ВСЖД также стала военизированной, то есть, возглавлялась военным начальником дороги, и все военнообязанные лица, работавшие на ней, приравнивались к военнослужащим РККА со всеми вытекающими из этого последствиями.
    Для осуществления прокурорского надзора за деятельностью вновь образованной железной дороги и борьбы с преступностью на ней была создана военная прокуратура Восточно-Сибирской железной дороги. Первоначально прокуратуру возглавлял бригвоенюрист Корецкий Георгий Степанович, а в 1937-39гг - Коробченко Павел Яковлевич. 20 июля 1939г приказом Главного военного прокурора РККА на должность военного прокурора ВСЖД был назначен военный юрист 3 ранга Горшков Иван Яковлевич.  Согласно секретному приказу Прокурора Союза ССР № 124/57с был издан приказ Главного военного прокурора РККА Розовского от 29 июня 1939г., которым военный прокурор ВСЖД Коробченко П.Я. был  снят с должности и назначен военным следователем Военной прокуратуры Томской железной дороги.

*********

  Аналогичным образом проходило реформирование системы управления водным транспортом и организация на нем прокурорского надзора. В 1931г. согласно постановлению ЦК ВКПб и СНК СССР  было образовано 15 парходств. В том числе - Енисейское речное пароходство. Прокурорский надзор за их деятельностью возлагался на специально созданные в составе краевых прокуратур водные транспортные прокуратуры.  В подчинении Восточно-Сибирского краевого прокурора находилась располагавшаяся в г. Красноярске транспортная прокуратура Енисейского водного бассейна. Поскольку управление водным транспортом на некоторых территориях Дальнего Востока было военизировано, соответственно были образованы и военные прокуратуры водного транспорта. Так, 14 октября 1933г вышеназванное постановление ВЦИК и СНК от 3 января 1933г. было распространено на Амурское речное пароходство, в связи с чем была образована Военная прокуратура Амурского речного пароходства (с 1936 года - военные прокуратуры Нижне-Амурского (в г. Хабаровске) и Верхне-Амурского речных пароходств (в г.Благовещенске). Военную прокуратуру Верхне-Амурского речного пароходства до января 1938г возглавлял военюрист 1 ранга Чокло Абрам Гдалиевич (1900-1938), который был  незаконно репрессирован и 09.04.1938г. расстрелян.

7 июня 1934г. ЦИК и СНК СССР принято постановление об образовании самостоятельных транспортных прокуратур морских и речных бассейнов. Наиболее важные из них комплектовались и подчинялись непосредственно Прокуратуре Союза ССР, для чего из Главной транспортной прокуратуры был выделен самостоятельный сектор водного транспорта - водная прокуратура. Остальные  водные транспортные прокуратуры находились в системе прокуратур союзных республик. Так, были образованы прокуратуры Восточно-Сибирского (г. Иркутск), Ленского (г. Якутск), и Селингинского (г. Улан-Удэ) речных бассейнов, подчинявшиеся Прокуратуре РСФСР. Последние две были расформированы в 1936г. с передачей полномочий соответственно прокуратуре Якутской АССР и прокуратуре Восточно-Сибирского бассейна, которая впоследствии стала называться прокуратурой Ангарского и Байкало-Селенгинского бассейнов. Транспортная прокуратура Ленского водного бассейна была вновь образована в 1941г. и действовала до 1957г.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936г все водные транспортные прокуратуры были переданы в непосредственное подчинение Прокуратуры Союза ССР, где была образована Главная прокуратура водного транспорта (в дальнейшем - Главная прокуратура морского и речного флота). На всех работников водных транспортных прокуратур распространялся порядок наложения дисциплинарных взысканий, установленный для работников водного транспорта. Ставки заработной платы были приравнены к ставкам соответствующих работников наркомата водного транспорта.  Это постановление не распространялось на военные прокуратуры водного транспорта, которые входили в систему  военной прокуратуры  и подчинялись Главной военной прокуратуре. 
                                                                                                                                        ******

Во время Великой Отечественной войны все транспортные прокуратуры стали военными  и подчинялись Главной военной прокуратуре железнодорожного транспорта и Главной военной прокуратуре морского и речного флота. В этот период военным транспортным прокуратурам в Сибири и на Дальнем Востоке приходилось выполнять важные задачи по обеспечению средствами прокурорского надзора бесперебойной работы  железнодорожного и водного транспорта, поддержания на нем надлежащей трудовой дисциплины, а также борьбе с преступностью, особенно - хищениями.  Наиболее важное значение имело обеспечение транспортировки воинских эшелонов с личным составом и военной техникой с востока страны (особенно в 1941г - для обороны Москвы), а также техники, оборудования и материалов, поставлявшихся по ленд-лизу   из США, Англии и Канады через Тихий океан на Дальний Восток, а оттуда по железной дороге на запад страны (по этому маршруту было поставлено почти половина  общего объема товаров; исключение составляла авиационная техника, которая перегонялась своим ходом по созданному  авиационному маршруту Аляска - Сибирь). Около 3% товаров, поставлявшихся по ленд-лизу, было перевезено Северным морским путем.  Также, одним из самых сложных был период лета 1945 года из-за осуществлявшейся массовой переброски войск, военной техники, боеприпасов и снаряжения в Забайкалье и на Дальний Восток и проведения военной операции по разгрому Квантунской армии.

Состав военных прокуратур  на транспорте был, как правило, малочисленным. Так, в военной прокуратуре ВСЖД было всего около 20 прокурорско-следственных работников, в том числе непосредственно в аппарате – 5.  Из такого же числа работников состоял аппарат управления Военной прокуратуры Ангарского и Байкало-Селенгинского бассейнов.

Военную прокуратуру ВСЖД в военный период возглавляли подполковник юстиции Горшков Иван Яковлевич, а с 1943 года – подполковник юстиции Зельфа Александр Александрович (кадровый военный, на командных должностях в армии с 1919 года). В декабре 1945г его сменил на этой должности майор юстиции Альшевец Яков Семенович, который проработал до 1950г. Затем прокурором стал Фомин Ефим Фомич.​​​​​​​

 

Помимо надзора за деятельность ВСЖД военная прокуратура  ВСЖД в военный и послевоенные период осуществляла надзор за  деятельностью Управления строительства № 12, которое строило стратегически важную, дублирующую КБЖД, перевальную железную дорогу Иркутск-Слюдянка, а также  руководила деятельностью прокуратур железнодорожных бригад Управления строительства № 12.
     

В 1948г  все транспортные прокуратуры перестали быть военными, в связи с чем, было произведено увольнение из Вооруженных Сил СССР в запас военнослужащих, проходивших в них службу. Лицам, продолжившим службу в транспортных прокуратурах взамен воинских званий были присвоены классные чины.

                                                                          ******

Раздельно прокуратуры железнодорожного и водного транспорта работали до 1953 года. 24 июня 1953г был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении линейных судов железнодорожного и водного транспорта, прокуратур железнодорожного и водного транспорта, а также железнодорожной коллегии и водно-транспортной коллегии Верховного Суда СССР». В связи с чем, все транспортные прокуратуры были объединены в единую систему Главной транспортной прокуратуры в составе Прокуратуры Союза ССР.

 

 

 В июле 1953 года была образована объединенная Иркутская транспортная прокуратура (на правах областной прокуратуры), которую возглавил советник юстиции Орешкин Геннадий Прокопьевич.

В  1955 году после перевода Орешкина Г.П. в Свердловскую траспортную прокуратуруа  Иркутским транспортным прокурором стал участник Великой Отечественной войны, советник юстиции Малаев Виктор Григорьевич.

 Блинников   Его заместителем работал участник войны с Японией Блинников Иннокентий Филиппович, служивший в органах прокуратуры с 1928 года, в т.ч., в системе органов транспортной прокуратуры – с 1939 года.

 

 

 Воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а затем служили в прокуратуре ВСЖД и Иркутской транспортной прокуратуре на должностях следователей -Седов Иван Петрович  и Алябьев Алексей Гаврилович, в должности помощника прокурора –Потапов Анисим Петрович. 

В 1958г после приема в постоянную эксплуатацию в состав ВСЖДбыла включена дорога Тайшет-Лена (в период временной эксплуатации она находилась в подчинении Красноярской железной дороги). В связи с этим действовавшая на магистрали транспортная прокуратура Заярского участка (Вихоревского участка) была передана из Красноярской транспортной прокуратуры в Иркутскую транспортную прокуратуру. Прокуратуру Заярского участка возглавлял советник юстиции  В. Трилль. Прокуратура осуществляла надзор не только на железнодорожном, но и на водном транспорте. В частности ей была поднадзорна пристань Заярск Восточно-Сибиирского речного пароходства.

                                                                                 ******

В 1960 году Главная транспортная прокуратура и нижестоящие транспортные прокуратуры в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 года были упразднены. Прокурорский надзор в сфере транспорта вновь передан в территориальные органы прокуратуры. Однако в Указе отмечалось, что в необходимых случаях по решению Генерального прокурора СССР на железнодорожном и водном транспорте могут создаваться самостоятельные прокуратуры на правах районных прокуратур с подчинением их соответствующим территориальным прокурорам.

Приказом прокурора Иркутской области  от 30.05.60 № 71 бывший Иркутский транспортный прокурор Малаев В.В. был назначен с 01.06.60г на должность начальника отдела по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел.
 
 

В Восточно-Сибирском регионе возрождение транспортных прокуратур районного уровня началось в середине 70-х годов в условиях бурного роста транспортных перевозок и развития транспортной системы, а также ухудшения криминальной обстановки на транспорте. В Иркутской области в 1974 году, в связи с началом строительства БАМа, была создана Усть-Кутская транспортная прокуратура, в 1976 году - Иркутская транспортная прокуратура, которую возглавил участник Великой Отечественной войны Бутлицкий Рахмил Давидович.

Приказом Генерального прокурора СССР от 03.01.75г № 14-л образована Улан-Удэнская транспортная прокуратура (на правах районной) с подчинением прокуратуре Бурятской АССР. Приказом ГП СССР от 5.05.76г № 245-л Улан-Удэнская транспортная прокуратура была перименованна в Бурятскую транспортную прокуратуру и из нее выделена Байкальская транспортная прокуратура с дислокацией в г. Севербайкальске Бурятской АССР.

      С 1979 по 1983 год Тайшетскую транспортную прокуратуру возглавлял ныне действующий Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Юрий Яковлевич.

В 1976-79гг ряд транспортных прокуратур на правах районных был сформирован также в Якутской АССР, Читинской и Амурской областях. Так, в соответствии с приказом Прокурора РСФСР № 706-ш от 10.09.76г. в составе прокуратуры Амурской области образована Свободненская транспортная прокуратура. В ноябре 1976г в составе прокуратуры Якутской АССР образована Якутская транспортная прокуратура.

                                                                           *******

30 ноября 1979г принят закон «О прокуратуре СССР», в котором было зафиксировано, что в систему органов прокуратуры СССР, наряду с территориальными, входят и транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным и городским прокуратурам. Этот закон явился правовым основанием для возрождения единой системы транспортных прокуратур.
      1 октября 1980 года была образована межрегиональная Восточно-Сибирская транспортная прокуратура и Забайкальская транспортная прокуратура. В зоне БАМа начала действовать Байкало-Амурская транспортная прокуратура (в 1997г. она была расформирована, а входившие в ее состав транспортные прокуратуры районного уровня переданы в состав соответственно Восточно-Сибирской и Дальневосточной транспортных прокуратур).

 

С момента образования Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру возглавил один из опытнейших прокурорских работников, проработавший к тому времени в органах прокуратуры почти 30 лет, бывший заместитель прокурора Иркутской области Барский Георгий Яковлевич. Первоначально в его подчинении находилось 3 транспортных прокуратуры районного уровня (Иркутская, Тайшетская и Бурятская), а в последующем их число возросло до 11 (в республиках Бурятия и Саха (Якутия), Иркутской и Читинской областях (БАМ). За короткий промежуток времени после образования Восточно-Сибирская транспортная прокуратура стала флагманом в системе транспортных прокуратур, сформированных на территории Советского Союза. Многие ее сотрудники были поощрены за успешную работу приказами Генерального прокурора СССР, стали Почетными работниками органов прокуратуры, а особо отличившимся были присвоены звания Заслуженного юриста РСФСР и Заслуженного юриста Российской Федерации (Барский Г.Я., Бутлицкий Р.Д. и др.).

В 1990-92гг Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой руководил Чайка Юрий Яковлевич, затем Плешивцев Александр Алексеевич, а с 1996 по 2001г - Андриянов Валерий Николаевич.

 

Забайкальским транспортным прокурором 22 октября 1980 года был назначен Казанов Владимир Феодосьевич, который проработал в этой должности до ухода на пенсию по выслуге лет в 1997г.

После этого прокуратуру возглавил один из опытнейших прокурорских работников - Михайлин Геннадий Степанович, ранее работавший заместителем прокурора Архангельской области, прокурором Калининской и Брянской областей, Таджикской ССР, Байкало-Амурским транспортным прокурором. Прокуратура осуществляла надзор в пределах территорий Амурской, Читинской областей, а в течение первых 2-х лет после образования - и Якутской АССР.

 

В январе 2001 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о переподчинении транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам районов, прокурорам субъектов Российской Федерации и о ликвидации транспортных прокуратур вышестоящего уровня, в том числе Восточно-Сибирской и Забайкальской транспортных прокуратур.

                                                                                  *******

Вновь Восточно-Сибирская транспортная прокуратура образована с 1 июня 2007 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. от 11.05.2007 г. № 82. Она начала осуществлять свои полномочия с 1 августа 2007 г. Восточно-Сибирским транспортным прокурором стал Мерзляков Анатолий Николаевич, который возглавлял прокуратуру до 4 октября 2018 года.

29 декабря 2018 года Восточно-Сибирским транспортным прокурором назначен государственный советник юстиции 2 класса Мельников Игорь Анатольевич, ранее возглавлявший прокуратуру Иркутской области.

В сферу ее деятельности включены территории республик Бурятия и Саха (Якутия), включая примыкающие к Республике Саха (Якутия) внутренние морские воды и территориальное море, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей. В пределах этих территорий на нее возложено: организация и непосредственное осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного (Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги), воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере, а также надзора за деятельностью органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов, органов Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (с 01.09.2007г.) по профилактике, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере; участие в рассмотрении судом уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.