Интервью и выступления - Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
Интервью и выступления
- 13 января 2021, 10:59
- Мельников Игорь Анатольевич
По строгому счёту
Стремление улучшить состояние законности объединяет работников транспортной прокуратуры и железнодорожников ВСЖД
– Игорь Анатольевич, в начале года, когда работники прокуратуры отмечают свой профессиональный праздник, принято говорить о том, какие задачи ставились на прошедший год и чего вашему коллективу удалось добиться. Не будем отступать от традиции?
– Хорошо. Задачи, которые стоят перед нашей прокуратурой, обусловлены состоянием законности на поднадзорных нам объектах, поручениями руководства страны и Генеральной прокуратуры.
В 2020 году приоритетное внимание мы уделяли вопросам транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, судоходства и полётов, соблюдения трудовых прав работников транспорта, прав субъектов предпринимательской деятельности, природоохранного, таможенного законодательства.
Кроме того, мы обеспечивали надзор за соблюдением законодательства о закупках, государственной собственности, правах потребителей транспортных услуг.
Подводя итоги минувшего года, хочу отметить, что с поставленными задачами наша прокуратура справилась. Весь год мы зорко стояли на страже законности. О строгом счёте нашей работы красноречиво говорят вот эти цифры. За минувший год было выявлено около 13 тыс. нарушений законодательства, опротестовано более 500 незаконных правовых актов, внесено 2 тыс. представлений. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 2 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 75 уголовных дел. Выявлена и погашена задолженность предприятий по заработной плате на сумму более 7 млн руб.
Удалось также добиться сокращения количества транспортных происшествий, не допущены аварии и катастрофы с человеческими жертвами. Успешно завершён северный завоз.
Положительные результаты есть в сфере надзора за деятельностью органов расследования. Благодаря принятым прокурорами мерам сокращены сроки расследования уголовных дел, повысилась эффективность работы правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, со сбытом наркотиков и контрабандой лесопродукции за рубеж. На треть снижено число преступлений, совершённых несовершеннолетними лицами, а также в общественных местах.
– Минувший год был знаменателен ещё и тем, что в это время реализовались крупные национальные проекты. В их число входит комплексный план развития транспортной инфраструктуры страны, включающий в себя реконструкцию БАМа и Транссиба. Ваша прокуратура участвует в этих проектах?
– Прокуратура как представитель государства осуществляет прокурорский надзор над этими проектами. В частности, на поднадзорной нашей прокуратуре территории ведётся строительство более 300 объектов железнодорожного транспорта с общим объёмом финансирования в размере более 520 млрд руб. Разумеется, все они находятся под нашим строгим контролем. В минувшем году в результате надзорных мероприятий на этих объектах мы выявили свыше 400 нарушений законодательства, в том числе нарушения законов при проведении закупок и исполнении договоров, нарушения градостроительного и экологического законодательства при проведении работ и другие. В целях их устранения применено более 90 мер прокурорского реагирования. Установлены также факты приёмки невыполненных работ на сумму свыше 250 млн руб. По материалам проверок возбуждены и расследуются три уголовных дела.
– Какие нарушения наиболее распространены сегодня на железнодорожном транспорте? И по каким причинам они происходят?
– Системных нарушений в работе поднадзорных нам предприятий железнодорожного транспорта я не усматриваю. Да, нами выявляются отдельные нарушения, связанные с неудовлетворительным содержанием пути, ремонтом подвижного состава, в сфере соблюдения требований транспортной безопасности, защиты прав пассажиров и трудовых прав сотрудников.
Всего в границах ВСЖД в 2020 году было выявлено около 5 тыс. нарушений законодательства. Для их устранения транспортные прокуроры внесли порядка 800 представлений. В результате более 300 работников транспорта были привлечены к административной ответственности. Нередко прокурорам приходилось обращаться и в суд в целях понуждения к устранению нарушений закона. В итоге, считаю, нам удавалось улучшить общую обстановку на поднадзорных предприятиях. После прокурорского реагирования там всё приходило в движение: начинались ремонтные работы на объектах транспорта, приводились в порядок пассажирские платформы, принимались иные меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Что касается причин нарушений, то сюда нужно отнести прежде всего просчёты в организации работы и недостаточный контроль руководителей предприятий за работой подчинённых, непринятие мер по профилактике правонарушений. В отдельных случаях на состояние законности влияли и нерешённые вопросы финансирования.
– Как ведётся борьба с коррупционными преступлениями на железнодорожном транспорте?
– В 2020 году к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено более 20 должностных лиц различных подразделений ОАО «РЖД». Но, сами понимаете, коррупция – явление сложное. Одним кавалерийским наскоком её не победить. Такие сферы, как использование имущества ОАО «РЖД» и распоряжение им, строительство и ремонт объектов железнодорожной инфраструктуры, традиционно были и по-прежнему остаются в числе сфер, наиболее подверженных коррупции.
В новом году правоохранительные органы намерены уделить более пристальное внимание тому, как должностные лица РЖД исполняют комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года. На его реализацию ежегодно выделяются миллиарды рублей, и наша основная задача – защитить эти средства от расхищения. Будет дана принципиальная оценка законности действий (либо бездействия) всех должностных лиц ОАО «РЖД», которые осуществляют контроль за полнотой и своевременностью проведения строительных и ремонтных работ на ВСЖД.
– Как вы оцениваете деятельность контролирующих органов на железнодорожном транспорте?
– В границах Восточно-Сибирской железной дороги осуществляют свою деятельность три инспектора Сибирского управления Государственного железнодорожного надзора. Транспортные прокуроры стараются привлекать их к своим проверкам. Говоря о качестве их работы, хочу отметить, что в целом инспекторские проверки, как правило, получаются результативными. Виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности, за устранением выявленных нарушений установлен контроль со стороны как Сибирского управления Госжелдорнадзора, так и прокуратуры.
– Как складываются отношения транспортной прокуратуры с руководителями структурных подразделений ОАО «РЖД»?
– Отношения хорошие, рабочие. Есть между нами взаимопонимание, стремление улучшить состояние законности.
Направляемые нами акты прокурорского реагирования всегда рассматриваются своевременно, принимаются меры к устранению выявленных нарушений.
Мельников Игорь Анатольевич
13 января 2021, 10:59
Интервью Восточно-Сибирского транспортного прокурора И.А. Мельникова газете «Гудок-Восточно-Сибирский путь»
По строгому счёту
Стремление улучшить состояние законности объединяет работников транспортной прокуратуры и железнодорожников ВСЖД
– Игорь Анатольевич, в начале года, когда работники прокуратуры отмечают свой профессиональный праздник, принято говорить о том, какие задачи ставились на прошедший год и чего вашему коллективу удалось добиться. Не будем отступать от традиции?
– Хорошо. Задачи, которые стоят перед нашей прокуратурой, обусловлены состоянием законности на поднадзорных нам объектах, поручениями руководства страны и Генеральной прокуратуры.
В 2020 году приоритетное внимание мы уделяли вопросам транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, судоходства и полётов, соблюдения трудовых прав работников транспорта, прав субъектов предпринимательской деятельности, природоохранного, таможенного законодательства.
Кроме того, мы обеспечивали надзор за соблюдением законодательства о закупках, государственной собственности, правах потребителей транспортных услуг.
Подводя итоги минувшего года, хочу отметить, что с поставленными задачами наша прокуратура справилась. Весь год мы зорко стояли на страже законности. О строгом счёте нашей работы красноречиво говорят вот эти цифры. За минувший год было выявлено около 13 тыс. нарушений законодательства, опротестовано более 500 незаконных правовых актов, внесено 2 тыс. представлений. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 2 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 75 уголовных дел. Выявлена и погашена задолженность предприятий по заработной плате на сумму более 7 млн руб.
Удалось также добиться сокращения количества транспортных происшествий, не допущены аварии и катастрофы с человеческими жертвами. Успешно завершён северный завоз.
Положительные результаты есть в сфере надзора за деятельностью органов расследования. Благодаря принятым прокурорами мерам сокращены сроки расследования уголовных дел, повысилась эффективность работы правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, со сбытом наркотиков и контрабандой лесопродукции за рубеж. На треть снижено число преступлений, совершённых несовершеннолетними лицами, а также в общественных местах.
– Минувший год был знаменателен ещё и тем, что в это время реализовались крупные национальные проекты. В их число входит комплексный план развития транспортной инфраструктуры страны, включающий в себя реконструкцию БАМа и Транссиба. Ваша прокуратура участвует в этих проектах?
– Прокуратура как представитель государства осуществляет прокурорский надзор над этими проектами. В частности, на поднадзорной нашей прокуратуре территории ведётся строительство более 300 объектов железнодорожного транспорта с общим объёмом финансирования в размере более 520 млрд руб. Разумеется, все они находятся под нашим строгим контролем. В минувшем году в результате надзорных мероприятий на этих объектах мы выявили свыше 400 нарушений законодательства, в том числе нарушения законов при проведении закупок и исполнении договоров, нарушения градостроительного и экологического законодательства при проведении работ и другие. В целях их устранения применено более 90 мер прокурорского реагирования. Установлены также факты приёмки невыполненных работ на сумму свыше 250 млн руб. По материалам проверок возбуждены и расследуются три уголовных дела.
– Какие нарушения наиболее распространены сегодня на железнодорожном транспорте? И по каким причинам они происходят?
– Системных нарушений в работе поднадзорных нам предприятий железнодорожного транспорта я не усматриваю. Да, нами выявляются отдельные нарушения, связанные с неудовлетворительным содержанием пути, ремонтом подвижного состава, в сфере соблюдения требований транспортной безопасности, защиты прав пассажиров и трудовых прав сотрудников.
Всего в границах ВСЖД в 2020 году было выявлено около 5 тыс. нарушений законодательства. Для их устранения транспортные прокуроры внесли порядка 800 представлений. В результате более 300 работников транспорта были привлечены к административной ответственности. Нередко прокурорам приходилось обращаться и в суд в целях понуждения к устранению нарушений закона. В итоге, считаю, нам удавалось улучшить общую обстановку на поднадзорных предприятиях. После прокурорского реагирования там всё приходило в движение: начинались ремонтные работы на объектах транспорта, приводились в порядок пассажирские платформы, принимались иные меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Что касается причин нарушений, то сюда нужно отнести прежде всего просчёты в организации работы и недостаточный контроль руководителей предприятий за работой подчинённых, непринятие мер по профилактике правонарушений. В отдельных случаях на состояние законности влияли и нерешённые вопросы финансирования.
– Как ведётся борьба с коррупционными преступлениями на железнодорожном транспорте?
– В 2020 году к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено более 20 должностных лиц различных подразделений ОАО «РЖД». Но, сами понимаете, коррупция – явление сложное. Одним кавалерийским наскоком её не победить. Такие сферы, как использование имущества ОАО «РЖД» и распоряжение им, строительство и ремонт объектов железнодорожной инфраструктуры, традиционно были и по-прежнему остаются в числе сфер, наиболее подверженных коррупции.
В новом году правоохранительные органы намерены уделить более пристальное внимание тому, как должностные лица РЖД исполняют комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года. На его реализацию ежегодно выделяются миллиарды рублей, и наша основная задача – защитить эти средства от расхищения. Будет дана принципиальная оценка законности действий (либо бездействия) всех должностных лиц ОАО «РЖД», которые осуществляют контроль за полнотой и своевременностью проведения строительных и ремонтных работ на ВСЖД.
– Как вы оцениваете деятельность контролирующих органов на железнодорожном транспорте?
– В границах Восточно-Сибирской железной дороги осуществляют свою деятельность три инспектора Сибирского управления Государственного железнодорожного надзора. Транспортные прокуроры стараются привлекать их к своим проверкам. Говоря о качестве их работы, хочу отметить, что в целом инспекторские проверки, как правило, получаются результативными. Виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности, за устранением выявленных нарушений установлен контроль со стороны как Сибирского управления Госжелдорнадзора, так и прокуратуры.
– Как складываются отношения транспортной прокуратуры с руководителями структурных подразделений ОАО «РЖД»?
– Отношения хорошие, рабочие. Есть между нами взаимопонимание, стремление улучшить состояние законности.
Направляемые нами акты прокурорского реагирования всегда рассматриваются своевременно, принимаются меры к устранению выявленных нарушений.
Все права защищены
Телефон: +7 (3952) 28-04-00
Телефон: +7 (914) 011-68-91
Телефон: +7 (3952) 28-04-12 (14-12)