Интервью и выступления - Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
Интервью и выступления
- 12 января 2022, 13:05
- Мельников Игорь Анатольевич
12 января 2022 года прокуратура России, в которую входит и Восточно-Сибирская транспортная, отмечает 300-летие. О борьбе с контрабандой леса, хищением бюджетных средств при реализации инфраструктурных проектов, влиянии пандемии на сферу транспорта "Интерфаксу" рассказал Восточно-Сибирский транспортный прокурор Игорь Мельников.
- Игорь Анатольевич, изменилась ли структура нарушений на транспорте? Каких стало больше, или, может быть, возникли новые? В целом, сегодня можно сказать, что транспорт стал менее опасным для пассажиров?
- Если говорить о нарушениях в деятельности организаций транспорта, связанной с перевозками, структура нарушений не изменилась. Вместе с тем, к предметам надзора добавились вопросы реализации нацпроектов, в том числе комплексного плана развития транспортной инфраструктуры. Больше внимания уделяется соблюдению экологического законодательства при эксплуатации объектов транспорта. Дополнительного внимания потребовали вопросы нормативно правового регулирования в сфере транспорта со стороны органов власти регионов и местного самоуправления. По этим направлениям выявлялось значительное количество нарушений. Не скажу, что все нарушения носят злонамеренный характер, умышленный. Где-то халатность, где-то, как говорят, "авось пронесет".
В ушедшем году нарушений фиксировалось несколько больше, чем в предыдущем. Связываю это с активизацией надзора. В целом количество нарушений из года в год примерно то же.
Степень опасности транспорта можно оценивать только исходя из статистических данных, согласно которым самолет и поезд по-прежнему считаются самыми безопасными.
- В 2021 году в регионе вашей деятельности произошли две авиакатастрофы (в Иркутской области) и несколько резонансных инцидентов на воздушном транспорте. Какие нарушения были выявлены при их расследовании?
- Две эти авиакатастрофы унесли жизни 13 человек. Четверо из них погибли при падении 12 сентября самолета L-410 ООО "Аэросервис" в районе села Казачинское. Прокурорские проверки были проведены в авиакомпании, в аэропорту вылета в Иркутске и в пункте назначения на посадочной площадке Казачинск. Везде выявлены нарушения. Это нарушения обязательных требований законов о безопасности на воздушном транспорте, трудового законодательства, о противодействии коррупции, о закупках. По результатам проверок внесено семь представлений, шесть лиц привлечены к административной ответственности. Уголовно-правовую оценку действиям виновных лиц даст следствие.
3 ноября под Иркутском потерпел катастрофу грузовой самолет Ан-12 белорусской авиакомпании "Гродно", погибли девять человек. Прокуратурой с привлечением специалистов Госавианадзора проведены проверки в аэропортах вылета рейса из Якутска и прилета в Иркутск, а также в Аэронавигации Восточной Сибири. Нарушений требований законов не установлено.
О каких-либо нарушениях, которые могли повлечь крушение воздушных судов, говорить пока рано, поскольку еще не окончено проведение всех необходимых следственных действий и экспертных исследований, оно занимает продолжительное время.
2 декабря пассажирский самолет А-321 авиакомпании "Сибирь", следовавший из Магадана в Новосибирск, вынужденно сел в аэропорту Иркутска. При этом службами авиаузла были приняты все необходимые меры.
- Последние два года весь мир живет в условиях пандемии COVID-19. Как эта ситуация сказалась на сфере транспорта в целом и пассажиропотоке в частности? Какие нарушения фиксируются?
- Пандемия повлияла на все аспекты жизни. На транспортной отрасли ситуация тоже отразилась. В основном это связано с существенным сокращением объемов пассажирских перевозок в 2020 году. Хочу отметить, что в 2021 году объем перевозок вырос, хотя и не достиг допандемийных показателей. Так, на воздушном транспорте в первом полугодии 2021 года пассажиропоток на внутренних авиалиниях возрос на 66% и составил 2 млн 452 тыс. человек (в первом полугодии 2020 года - 1 млн 629 тыс. человек).
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией нам добавилось работы. Разрешались обращения пассажиров о возврате стоимости билетов в связи с несостоявшимися рейсами.
Принимались меры по защите прав медработников на получение дополнительных выплат за работу с пациентами с COVID-19, в результате им было выплачено более 1 млн рублей.
При этом, благодаря в том числе принимаемым нами профилактическим мерам, при сокращении объемов перевозок нарушений прав на своевременную оплату труда работников транспорта допущено не было. Поднадзорными нам органами контроля обеспечено соблюдение прав предпринимателей в части ограничения контрольных мероприятий.
- Работа транспортной прокуратуры наряду с другими госорганами направлена на декриминализацию лесной отрасли. В Иркутской области, являющейся лидером по заготовке древесины в РФ, какой объем леса был нелегально добыт и незаконно вывезен за рубеж в последние три года? Если смотреть по годам, масштабы уменьшаются или наоборот?
- Восточно-Сибирская транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в сфере лесопользования при вывозе древесины за рубеж через поднадзорные таможенные посты. Это направление является одним из приоритетных. Во взаимодействии с другими ведомствами проверяем компании, занимающиеся экспортом древесины. Каждая проверка начинается с выезда на пункты приема и отгрузки леса, далее мы анализируем всю цепочку производителей древесины вплоть "до корня", изучаем информационные ресурсы таможенных органов, а также систему ЛесЕГАИС, проверяем порядок декларирования древесины в таможнях.
Точные сведения об объемах незаконно заготовленной древесины аккумулируются в министерстве лесного комплекса региона. Вместе с тем, по данным Минприроды России, в Иркутской области отмечается положительная динамика по снижению объемов незаконных рубок леса. Масштабы этих рубок уменьшаются, но с каждым годом наблюдаем увеличение объемов и стоимости контрабандного леса, что связано с активизацией работы в этом направлении - растет выявляемость, уголовных дел возбуждено больше. Причем есть дела достаточно серьезные, где идет контрабанда на 1 млрд рублей и выше в стоимостном выражении. На мой взгляд, мы близки к тому, что покончим с организованными преступными группами в лесной сфере.
За последние три года были возбуждены и расследованы десятки уголовных дел о контрабанде леса (2019 год - 88; 2020 год - 179; 11 месяцев 2021 года - 208). По этим делам общая стоимость незаконно перемещенной древесины составила порядка 7 млрд рублей, в частности, из Иркутской области незаконно экспортировано не менее 600 тыс. кубометров древесины стоимостью более 4 млрд рублей.
- Какие нарушения в сфере лесопользования фиксируются на Байкальской природной территории?
- Поднадзорная нам территория гораздо больше Байкальской природной территории. ВСТП осуществляет свою деятельность в пяти регионах страны - в Иркутской и Амурской областях, Забайкальской крае, республиках Бурятия и Саха (Якутия).
Проведенные в 2020 и 2021 годах проверки вскрыли более 2 тыс. нарушений закона в сфере оборота древесины, а также взаимосвязанного с лесной отраслью таможенного и валютного законодательств. Выявлены многочисленные факты несоблюдения требований закона о предоставлении лесопользователями информации в систему ЛесЕГАИС, нарушения при приеме и отгрузке древесины на пунктах, ее незаконного перемещения через таможенную границу с использованием при декларировании недостоверных данных, невозврата валютной выручки по внешнеторговым контрактам на поставку леса и лесоматериалов. Было внесено 385 представлений, по итогам их рассмотрения в дисциплинарном порядке наказаны 150 лиц. По административным делам оштрафованы порядка 200 юридических и физических лиц на сумму более 4 млн рублей.
По материалам прокурорских проверок возбуждено 48 уголовных дел, в том числе по фактам контрабанды леса, оборота незаконно заготовленной древесины, уклонения от репатриации валютной выручки, создания фирм-однодневок.
- С 1 января 2022 года в России вводится запрет на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Планируется ли в связи с этим проведение дополнительных контрольных мероприятий?
- Введение ограничительных мер, направленных на декриминализацию лесного комплекса, внесет определенные коррективы в деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, так как с 1 января 2022 года вывоз круглого леса будет осуществляться только через два железнодорожных пункта пропуска через госграницу России - Люття (Карелия) и Хасан (Приморский край). Это отразится и на надзорной деятельности прокуратуры.
Мы надеемся, что введение дополнительных ограничений положительно повлияет на ситуацию с незаконным экспортом древесины, позволит таможенным органам более пристально проводить свой контроль. Со своей стороны, мы обеспечим надзор как за деятельностью организаций-экспортеров, так и за таможней.
- Какие нарушения регистрируются при транспортировке лесных и других грузов?
- Прокуроры выявляют факты транспортировки древесины в отсутствие предусмотренных законом сопроводительных документов. По нашим постановлениям виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Все вопросы, связанные с нарушениями договорных отношений перевозчиков, отправителей и грузополучателей, относятся к финансово-хозяйственной деятельности (хозяйственные споры) и разрешаются в гражданско-правовом порядке.
Вместе с тем мы обеспечиваем надзор за соблюдением законодательства при перевозке топлива для социальных объектов и жилья. Нарушений в последние годы не выявлялось.
- Как обстоят дела с соблюдением законности при реализации инфраструктурных и национальных проектов, в частности при реконструкции Байкало-Амурской магистрали? Есть факты хищения бюджетных средств? О каких суммах идет речь?
- Вопросы исполнения законодательства при реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта находятся на постоянном контроле прокуратуры.
На строительство (реконструкцию) поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры в 2021 году выделено более 120 млрд рублей. В ушедшем году в этой сфере транспортными прокурорами выявлено более 500 нарушений, для устранения которых применено более 150 различных мер прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения 46 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Сумма наложенных штрафов превысила 9 млн рублей. По итогам проверок возбуждено и расследуется восемь уголовных дел по фактам хищения, превышения должностных полномочий, служебного подлога и другого.
В настоящее время правоохранительными органами на транспорте расследуются девять уголовных дел по фактам хищения госсредств при строительстве объектов Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на общую сумму свыше 2,5 млрд рублей. Эти случаи в основном связаны с деятельностью недобросовестных подрядчиков и преждевременным подписанием актов выполненных работ со стороны заказчика.
- Сейчас активно говорят о развитии внутреннего туризма. По вашей оценке, в каком состоянии находится водный флот в регионе вашей деятельности, в том числе на озере Байкал, реках Ангара и Лена?
- Ввиду сложившейся в мире ситуации все большую популярность в России набирает внутренний туризм, а значит, и растет потребность в оказании гражданам транспортных услуг. Качество и безопасность таких услуг находятся под пристальным вниманием транспортных прокуроров и поднадзорных ВСТП правоохранительных органов. На обозначенных вами водных объектах проводится работа по проверке флота, его готовности к перевозке пассажиров. Могу отметить, что в целом суда, задействованные в перевозке пассажиров, находятся в исправном техническом состоянии, хотя отдельные нарушения в ходе проверок выявляются, к нарушителям, безусловно, принимаются меры вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
Например, в октябре прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту оказания не отвечающих требованиям безопасности услуг по перевозке пассажиров судном "Иркутск" по озеру Байкал в районе Малого моря. Установлено, что его техническое состояние не отвечало предъявляемым требованиям, в том числе о пожарной безопасности, отсутствовала необходимая документация. Незаконная деятельность пресечена, дело находится в стадии расследования.
За последние годы аварий и инцидентов с судами, перевозящими пассажиров, повлекших человеческие жертвы, не допущено. Анализ расследований происшествий с судами внутреннего водного транспорта говорит о том, что основной их причиной являются человеческий фактор и сложные участки некоторых рек, расположенных на поднадзорной территории (Ленский бассейн), а не техническое состояние судов.
- Актуальная сегодня тема - борьба с коррупцией. Как часто выявляют "оборотней в погонах" среди работников прокуратуры? Как организована эта работа?
- Я в этой должности (Восточно-Сибирского транспортного прокурора - ИФ) работаю без малого три года. За это время среди действующих работников прокуратуры таких фактов не было. Основная работа по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры построена на ее профилактике, которая начинается с подбора абитуриентов для обучения по целевым направлениям в Университете прокуратуры РФ и приема на работу молодых специалистов и далее проводится на постоянной основе. В частности, ежегодно выборочно проверяется немалый массив деклараций о доходах и расходах, которые подают работники. За все это время по этим справкам каких бы то ни было коррупционных правонарушений со стороны наших работников обнаружено не было.
- Раньше работа в прокуратуре считалась опасной. Сегодня насколько часто прокурорам поступают угрозы? Как расследуются такие инциденты? Как обеспечивается безопасность работников?
- За период с 2018 года по настоящее время угрозы в адрес работников Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры не поступали. В 2016 и в 2017 годах угрозы поступали дважды и были связаны со служебной деятельностью работников. В каждом случае в органы МВД России направлялись обращения о применении к ним мер безопасности. Лица, угрожавшие прокурорам, были установлены, их противоправные действия пресечены.
В соответствии с федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, на жизнь, здоровье или имущество которых совершается посягательство, чтобы воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за эту деятельность.
- Что вы считаете важным достижением ВСТП за время деятельности?
- На протяжении ряда лет предприятиями водного транспорта успешно завершается северный завоз - завоз продукции (товаров) в северные районы Иркутской области: Бодайбинский, Киренский и Мамско-Чуйский, в арктические и северные улусы Якутии. В результате принятых нами мер органами власти на поднадзорных территориях приняты дополнительные меры по обеспечению транспортной доступности удаленных территорий. Решаются вопросы организации и эксплуатации посадочных площадок, развития малой авиации. Во всех гражданских аэропортах (44) установлены приаэродромные территории.
За последние несколько лет, как я отметил ранее, нами проведена системная работа по пресечению правонарушений и преступлений в сфере оборота леса, его незаконного экспорта за границу. Поскольку зачастую контрабанда древесины сопровождается невозвратом валютной выручки, нами усилен надзор за исполнением законов в этой сфере.
В ходе проверок были вскрыты факты ненадлежащего осуществления таможенными органами полномочий в рамках валютного контроля, волокиты при проведении проверочных мероприятий, повлекшие освобождение некоторых компаний от привлечения к установленной ответственности. Принятые меры способствовали активизации работы поднадзорных таможен на данном направлении.
Мельников Игорь Анатольевич
12 января 2022, 13:05
Интервью Восточно-Сибирского транспортного прокурора ИА Интерфакс: Мы близки к искоренению преступных групп в лесной отрасли
12 января 2022 года прокуратура России, в которую входит и Восточно-Сибирская транспортная, отмечает 300-летие. О борьбе с контрабандой леса, хищением бюджетных средств при реализации инфраструктурных проектов, влиянии пандемии на сферу транспорта "Интерфаксу" рассказал Восточно-Сибирский транспортный прокурор Игорь Мельников.
- Игорь Анатольевич, изменилась ли структура нарушений на транспорте? Каких стало больше, или, может быть, возникли новые? В целом, сегодня можно сказать, что транспорт стал менее опасным для пассажиров?
- Если говорить о нарушениях в деятельности организаций транспорта, связанной с перевозками, структура нарушений не изменилась. Вместе с тем, к предметам надзора добавились вопросы реализации нацпроектов, в том числе комплексного плана развития транспортной инфраструктуры. Больше внимания уделяется соблюдению экологического законодательства при эксплуатации объектов транспорта. Дополнительного внимания потребовали вопросы нормативно правового регулирования в сфере транспорта со стороны органов власти регионов и местного самоуправления. По этим направлениям выявлялось значительное количество нарушений. Не скажу, что все нарушения носят злонамеренный характер, умышленный. Где-то халатность, где-то, как говорят, "авось пронесет".
В ушедшем году нарушений фиксировалось несколько больше, чем в предыдущем. Связываю это с активизацией надзора. В целом количество нарушений из года в год примерно то же.
Степень опасности транспорта можно оценивать только исходя из статистических данных, согласно которым самолет и поезд по-прежнему считаются самыми безопасными.
- В 2021 году в регионе вашей деятельности произошли две авиакатастрофы (в Иркутской области) и несколько резонансных инцидентов на воздушном транспорте. Какие нарушения были выявлены при их расследовании?
- Две эти авиакатастрофы унесли жизни 13 человек. Четверо из них погибли при падении 12 сентября самолета L-410 ООО "Аэросервис" в районе села Казачинское. Прокурорские проверки были проведены в авиакомпании, в аэропорту вылета в Иркутске и в пункте назначения на посадочной площадке Казачинск. Везде выявлены нарушения. Это нарушения обязательных требований законов о безопасности на воздушном транспорте, трудового законодательства, о противодействии коррупции, о закупках. По результатам проверок внесено семь представлений, шесть лиц привлечены к административной ответственности. Уголовно-правовую оценку действиям виновных лиц даст следствие.
3 ноября под Иркутском потерпел катастрофу грузовой самолет Ан-12 белорусской авиакомпании "Гродно", погибли девять человек. Прокуратурой с привлечением специалистов Госавианадзора проведены проверки в аэропортах вылета рейса из Якутска и прилета в Иркутск, а также в Аэронавигации Восточной Сибири. Нарушений требований законов не установлено.
О каких-либо нарушениях, которые могли повлечь крушение воздушных судов, говорить пока рано, поскольку еще не окончено проведение всех необходимых следственных действий и экспертных исследований, оно занимает продолжительное время.
2 декабря пассажирский самолет А-321 авиакомпании "Сибирь", следовавший из Магадана в Новосибирск, вынужденно сел в аэропорту Иркутска. При этом службами авиаузла были приняты все необходимые меры.
- Последние два года весь мир живет в условиях пандемии COVID-19. Как эта ситуация сказалась на сфере транспорта в целом и пассажиропотоке в частности? Какие нарушения фиксируются?
- Пандемия повлияла на все аспекты жизни. На транспортной отрасли ситуация тоже отразилась. В основном это связано с существенным сокращением объемов пассажирских перевозок в 2020 году. Хочу отметить, что в 2021 году объем перевозок вырос, хотя и не достиг допандемийных показателей. Так, на воздушном транспорте в первом полугодии 2021 года пассажиропоток на внутренних авиалиниях возрос на 66% и составил 2 млн 452 тыс. человек (в первом полугодии 2020 года - 1 млн 629 тыс. человек).
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией нам добавилось работы. Разрешались обращения пассажиров о возврате стоимости билетов в связи с несостоявшимися рейсами.
Принимались меры по защите прав медработников на получение дополнительных выплат за работу с пациентами с COVID-19, в результате им было выплачено более 1 млн рублей.
При этом, благодаря в том числе принимаемым нами профилактическим мерам, при сокращении объемов перевозок нарушений прав на своевременную оплату труда работников транспорта допущено не было. Поднадзорными нам органами контроля обеспечено соблюдение прав предпринимателей в части ограничения контрольных мероприятий.
- Работа транспортной прокуратуры наряду с другими госорганами направлена на декриминализацию лесной отрасли. В Иркутской области, являющейся лидером по заготовке древесины в РФ, какой объем леса был нелегально добыт и незаконно вывезен за рубеж в последние три года? Если смотреть по годам, масштабы уменьшаются или наоборот?
- Восточно-Сибирская транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в сфере лесопользования при вывозе древесины за рубеж через поднадзорные таможенные посты. Это направление является одним из приоритетных. Во взаимодействии с другими ведомствами проверяем компании, занимающиеся экспортом древесины. Каждая проверка начинается с выезда на пункты приема и отгрузки леса, далее мы анализируем всю цепочку производителей древесины вплоть "до корня", изучаем информационные ресурсы таможенных органов, а также систему ЛесЕГАИС, проверяем порядок декларирования древесины в таможнях.
Точные сведения об объемах незаконно заготовленной древесины аккумулируются в министерстве лесного комплекса региона. Вместе с тем, по данным Минприроды России, в Иркутской области отмечается положительная динамика по снижению объемов незаконных рубок леса. Масштабы этих рубок уменьшаются, но с каждым годом наблюдаем увеличение объемов и стоимости контрабандного леса, что связано с активизацией работы в этом направлении - растет выявляемость, уголовных дел возбуждено больше. Причем есть дела достаточно серьезные, где идет контрабанда на 1 млрд рублей и выше в стоимостном выражении. На мой взгляд, мы близки к тому, что покончим с организованными преступными группами в лесной сфере.
За последние три года были возбуждены и расследованы десятки уголовных дел о контрабанде леса (2019 год - 88; 2020 год - 179; 11 месяцев 2021 года - 208). По этим делам общая стоимость незаконно перемещенной древесины составила порядка 7 млрд рублей, в частности, из Иркутской области незаконно экспортировано не менее 600 тыс. кубометров древесины стоимостью более 4 млрд рублей.
- Какие нарушения в сфере лесопользования фиксируются на Байкальской природной территории?
- Поднадзорная нам территория гораздо больше Байкальской природной территории. ВСТП осуществляет свою деятельность в пяти регионах страны - в Иркутской и Амурской областях, Забайкальской крае, республиках Бурятия и Саха (Якутия).
Проведенные в 2020 и 2021 годах проверки вскрыли более 2 тыс. нарушений закона в сфере оборота древесины, а также взаимосвязанного с лесной отраслью таможенного и валютного законодательств. Выявлены многочисленные факты несоблюдения требований закона о предоставлении лесопользователями информации в систему ЛесЕГАИС, нарушения при приеме и отгрузке древесины на пунктах, ее незаконного перемещения через таможенную границу с использованием при декларировании недостоверных данных, невозврата валютной выручки по внешнеторговым контрактам на поставку леса и лесоматериалов. Было внесено 385 представлений, по итогам их рассмотрения в дисциплинарном порядке наказаны 150 лиц. По административным делам оштрафованы порядка 200 юридических и физических лиц на сумму более 4 млн рублей.
По материалам прокурорских проверок возбуждено 48 уголовных дел, в том числе по фактам контрабанды леса, оборота незаконно заготовленной древесины, уклонения от репатриации валютной выручки, создания фирм-однодневок.
- С 1 января 2022 года в России вводится запрет на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Планируется ли в связи с этим проведение дополнительных контрольных мероприятий?
- Введение ограничительных мер, направленных на декриминализацию лесного комплекса, внесет определенные коррективы в деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, так как с 1 января 2022 года вывоз круглого леса будет осуществляться только через два железнодорожных пункта пропуска через госграницу России - Люття (Карелия) и Хасан (Приморский край). Это отразится и на надзорной деятельности прокуратуры.
Мы надеемся, что введение дополнительных ограничений положительно повлияет на ситуацию с незаконным экспортом древесины, позволит таможенным органам более пристально проводить свой контроль. Со своей стороны, мы обеспечим надзор как за деятельностью организаций-экспортеров, так и за таможней.
- Какие нарушения регистрируются при транспортировке лесных и других грузов?
- Прокуроры выявляют факты транспортировки древесины в отсутствие предусмотренных законом сопроводительных документов. По нашим постановлениям виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Все вопросы, связанные с нарушениями договорных отношений перевозчиков, отправителей и грузополучателей, относятся к финансово-хозяйственной деятельности (хозяйственные споры) и разрешаются в гражданско-правовом порядке.
Вместе с тем мы обеспечиваем надзор за соблюдением законодательства при перевозке топлива для социальных объектов и жилья. Нарушений в последние годы не выявлялось.
- Как обстоят дела с соблюдением законности при реализации инфраструктурных и национальных проектов, в частности при реконструкции Байкало-Амурской магистрали? Есть факты хищения бюджетных средств? О каких суммах идет речь?
- Вопросы исполнения законодательства при реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта находятся на постоянном контроле прокуратуры.
На строительство (реконструкцию) поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры в 2021 году выделено более 120 млрд рублей. В ушедшем году в этой сфере транспортными прокурорами выявлено более 500 нарушений, для устранения которых применено более 150 различных мер прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения 46 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Сумма наложенных штрафов превысила 9 млн рублей. По итогам проверок возбуждено и расследуется восемь уголовных дел по фактам хищения, превышения должностных полномочий, служебного подлога и другого.
В настоящее время правоохранительными органами на транспорте расследуются девять уголовных дел по фактам хищения госсредств при строительстве объектов Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на общую сумму свыше 2,5 млрд рублей. Эти случаи в основном связаны с деятельностью недобросовестных подрядчиков и преждевременным подписанием актов выполненных работ со стороны заказчика.
- Сейчас активно говорят о развитии внутреннего туризма. По вашей оценке, в каком состоянии находится водный флот в регионе вашей деятельности, в том числе на озере Байкал, реках Ангара и Лена?
- Ввиду сложившейся в мире ситуации все большую популярность в России набирает внутренний туризм, а значит, и растет потребность в оказании гражданам транспортных услуг. Качество и безопасность таких услуг находятся под пристальным вниманием транспортных прокуроров и поднадзорных ВСТП правоохранительных органов. На обозначенных вами водных объектах проводится работа по проверке флота, его готовности к перевозке пассажиров. Могу отметить, что в целом суда, задействованные в перевозке пассажиров, находятся в исправном техническом состоянии, хотя отдельные нарушения в ходе проверок выявляются, к нарушителям, безусловно, принимаются меры вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
Например, в октябре прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту оказания не отвечающих требованиям безопасности услуг по перевозке пассажиров судном "Иркутск" по озеру Байкал в районе Малого моря. Установлено, что его техническое состояние не отвечало предъявляемым требованиям, в том числе о пожарной безопасности, отсутствовала необходимая документация. Незаконная деятельность пресечена, дело находится в стадии расследования.
За последние годы аварий и инцидентов с судами, перевозящими пассажиров, повлекших человеческие жертвы, не допущено. Анализ расследований происшествий с судами внутреннего водного транспорта говорит о том, что основной их причиной являются человеческий фактор и сложные участки некоторых рек, расположенных на поднадзорной территории (Ленский бассейн), а не техническое состояние судов.
- Актуальная сегодня тема - борьба с коррупцией. Как часто выявляют "оборотней в погонах" среди работников прокуратуры? Как организована эта работа?
- Я в этой должности (Восточно-Сибирского транспортного прокурора - ИФ) работаю без малого три года. За это время среди действующих работников прокуратуры таких фактов не было. Основная работа по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры построена на ее профилактике, которая начинается с подбора абитуриентов для обучения по целевым направлениям в Университете прокуратуры РФ и приема на работу молодых специалистов и далее проводится на постоянной основе. В частности, ежегодно выборочно проверяется немалый массив деклараций о доходах и расходах, которые подают работники. За все это время по этим справкам каких бы то ни было коррупционных правонарушений со стороны наших работников обнаружено не было.
- Раньше работа в прокуратуре считалась опасной. Сегодня насколько часто прокурорам поступают угрозы? Как расследуются такие инциденты? Как обеспечивается безопасность работников?
- За период с 2018 года по настоящее время угрозы в адрес работников Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры не поступали. В 2016 и в 2017 годах угрозы поступали дважды и были связаны со служебной деятельностью работников. В каждом случае в органы МВД России направлялись обращения о применении к ним мер безопасности. Лица, угрожавшие прокурорам, были установлены, их противоправные действия пресечены.
В соответствии с федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, на жизнь, здоровье или имущество которых совершается посягательство, чтобы воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за эту деятельность.
- Что вы считаете важным достижением ВСТП за время деятельности?
- На протяжении ряда лет предприятиями водного транспорта успешно завершается северный завоз - завоз продукции (товаров) в северные районы Иркутской области: Бодайбинский, Киренский и Мамско-Чуйский, в арктические и северные улусы Якутии. В результате принятых нами мер органами власти на поднадзорных территориях приняты дополнительные меры по обеспечению транспортной доступности удаленных территорий. Решаются вопросы организации и эксплуатации посадочных площадок, развития малой авиации. Во всех гражданских аэропортах (44) установлены приаэродромные территории.
За последние несколько лет, как я отметил ранее, нами проведена системная работа по пресечению правонарушений и преступлений в сфере оборота леса, его незаконного экспорта за границу. Поскольку зачастую контрабанда древесины сопровождается невозвратом валютной выручки, нами усилен надзор за исполнением законов в этой сфере.
В ходе проверок были вскрыты факты ненадлежащего осуществления таможенными органами полномочий в рамках валютного контроля, волокиты при проведении проверочных мероприятий, повлекшие освобождение некоторых компаний от привлечения к установленной ответственности. Принятые меры способствовали активизации работы поднадзорных таможен на данном направлении.
Все права защищены
Телефон: +7 (3952) 28-04-00
Телефон: +7 (914) 011-68-91
Телефон: +7 (3952) 28-04-12 (14-12)