Нюрнбергский процесс

Самым страшным трагическим уроком для человеческой цивилизации явилась Вторая мировая война, не знающая равных в мировой истории.

С учётом масштабов последствий Второй мировой войны исключительно важное значение имело решение глав государств – членов антигитлеровской коалиции создать Международный военный трибунал для проведения судебного процесса над преступлениями, ввергшими мир в мировую войну.

Не случайно для суда над главарями Третьего Рейха был выбран Нюрнберг – город, которому нацисты отводили особое место в своей идеологии. Именно в Нюрнберге проходили ежегодные съезды национал-социалистской партии.

В этом городе в 1935 году были приняты нацистские законы, положившие начало холокосту и массовому системному уничтожению и порабощению других народов. Поэтому выбор этого баварского города для международного суда над военными преступниками был глубоко символичным.

Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.

 8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками.

В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

Перед государствами-победителями стояла непростая задача – впервые в мировой истории не просто совершить акт возмездия над агрессором, но и заложить традицию решения этой задачи цивилизованным способом.

Не все страны антигитлеровской коалиции изначально придерживались идеи судебного процесса над высшими чинами германского рейха. Попытки торпедировать саму идею публичного процесса предпринимались под самыми разными предлогами: от ханжеского апеллирования к христианскому милосердию до сугубо утилитарных соображении о казни преступников без процедурных проволочек, следствия и суда. Например, согласно открытым архивам Великобритании, английский лидер У. Черчилль планировал заказать для казни главаря немецких фашистов электрический стул. Но И. В. Сталин и склонившийся потом к его аргументам Ф. Рузвельт высказались за публичный открытый суд со всеми его процессуальными гарантиями, и возобладал правовой подход.

И здесь стоит отметить трудности подготовки процесса, которые пришлось преодолевать юристам, дипломатам и политикам стран коалиции на конференции в Лондоне в 1945 г. в ходе разработки Соглашения об учреждении Международного военного трибунала и его Устава.

Как известно, советская юридическая система, государственный и общественный строй, идеология основывались на коллективистских принципах, исключавших частную собственность. Кроме того, правовые институты, структуры правосудия стран антигитлеровской коалиции тоже существенно разнились между собой (если в Великобритании и США - это англосаксонская модель, то во Франции и отчасти в СССР - европейская, континентальная). Естественно, на разных национальных основаниях они формировались и функционировали.

В ряду иных проблем стоит выделить определение субъектов ответственности в элите германского рейха.

Т.е. потребовалось преодолеть принципиальные различия политико-правовых и судебных систем, выработать общеприемлемый регламент демократического судопроизводства. Пришлось сглаживать полярности советской и западной юстиции, находить компромиссные решения, проявить не только политическое мужество и волю лидеров государств, но и доктринальное и правоприменительное искусство юристов. Представители четырех держав нашли взаимосогласованные подходы, использовав плюсы своих правовых институтов. В итоге сложилась своеобразная, во многом уникальная процессуальная форма, которая оказалась эффективной.

Юрисдикция, сущностные принципы и организационно-процессуальная архитектоника Трибунала имели уникальное, поистине новаторское значение в истории юстиции. Не случайно их характеристике посвящено множество трудов различных направлений отечественной и зарубежной юридической, исторической, медицинской и психологической науки. Разные по целевой направленности и оценкам Нюрнбергского суда, эти труды объединяет признание исторической значимости процесса, принятых им решений.

В соответствии с Соглашением союзники назначали в состав Трибунала по одному члену Суда и одному его заместителю, а также по одному главному обвинителю и помощников для поддержания обвинения. От Советского Союза членом Трибунала стал генерал-майор юстиции Иона Тимофеевич Никитченко, заместитель Председателя Верховного Суда СССР, а главным обвинителем - Роман Андреевич Руденко - прокурор Украинской ССР, а позже Генеральный прокурор Союза ССР, выдающийся профессионал и государственный деятель.

Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, ее штурмовых (СА) и охранных (СС) отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.

Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

На суде была раскрыта реальная картина беспрецедентных преступлений и зверств, совершённых нацистами на оккупированных территориях, а также в самой Германии. В зале суда и на местах были опрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника.

Достоверность и убедительность доказательственной базы не вызывали сомнений.

Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция.

С 30 сентября по 1 октября 1946 г. суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества.

Двенадцать из них трибунал приговорил к смертной казни через повешение. Другим предстояло отбыть пожизненное заключение или длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы. Были объявлены преступными главные звенья государственно-политической машины. Однако правительство, Верховное командование, Генштаб и штурмовые отряды (СА), вопреки мнению советских представителей, таковыми признаны не были. Член Международного военного трибунала от СССР И. Т. Никитченко с этим изъятием (кроме СА), как и оправданием троих обвиняемых, не согласился. Он также оценил как мягкий приговор о пожизненном заключении Гесса. Советский судья изложил свои возражения в Особом мнении. Оно было оглашено в суде и составляет часть приговора.

Впервые в истории руководители государства были осуждены как уголовные преступники, виновные в подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны. В Нюрнберге восторжествовал принцип:

«Положение в качестве главы государства или руководящего чиновника правительственных ведомств, равно как и то, что они действовали по распоряжению правительства или выполняли преступный приказ, не является основанием к освобождению от ответственности».

Кроме того, впервые как тягчайшее преступление против человечества была квалифицирована агрессия и чётко сформулировано само понятие преступления против человечества.

Говоря о 70-летии Нюрнбергского процесса, необходимо отметить ряд принципиальных соображений относительно его влияния на развитие международного права и разрешение кризисных ситуаций, порожденных новыми вызовами и угрозами.

Первое. Не подлежит сомнению безальтернативная оценка эпохальной значимости Нюрнбергского процесса, который не только юридически закрепил итоги Второй мировой войны, развязанной германским фашизмом и японским милитаризмом и унесшей 50 млн. жизней, но и строго наказал зачинщиков агрессии, прервав тем самым роковую цепь военных авантюр кровожадных правителей. 

Второе. Именно приговор Нюрнбергского трибунала стал задающим генератором строительства нового правопорядка в мире. Концептуальные решения Нюрнбергского трибунала, воспринятые только что созданной Организацией Объединенных Наций в качестве принципов послевоенного международного гуманитарного и уголовного права, многие десятилетия стоят на страже мира и уважения человеческого достоинства.

Принципы Нюрнберга были подтверждены решениями Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г. и от 27 ноября 1947 г. как общепризнанные нормы международного права. Впоследствии на их основе была выработана Конвенция 1968 года о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Большое значение имело и принятие международным сообществом определения агрессии. В резолюции, одобренной XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году воплотился нюрнбергский принцип, что агрессия и агрессивная война являются международными преступлениями, которые не могут быть оправданы никакими соображениями и доводами.

Нюрнбергская идея ответственности за агрессию и подчинение преступному приказу глубоко проникла в сознание сотен миллионов людей и стала, таким образом, огромной силой. Поэтому можно говорить не только о политической и юридической роли Нюрнбергского процесса, но и о нравственном его значении. Именно поэтому интерес к нему не уменьшается и через десятилетия после вынесения приговора и казни главных нацистских преступников.

В Волгограде 20 ноября 2015 года прошла международная научно-практическая конференция, на которой обсудили уроки Нюрнбергского процесса, который начался в это день в 1945 году.

В конференции приняли участие около 600 человек из стран СНГ и дальнего зарубежья. Среди них — историки, представители органов власти, правоохранительных и надзорных ведомств, общественности, учебных заведений, студенты и школьники. Кроме того, почетное место на конференции заняли ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей.

Мероприятие стартовало с театрализованной реконструкции основных событий Нюрнбергского процесса.  Актёры молодёжного театра воплотили на сцене самые важные моменты суда над фашистами: допрос рейхсмаршала Геринга и фельдмаршала Паулюса гособвинителем СССР Романом Руденко и воссоздали некоторые эпизоды главного судебного процесса прошедшего столетия.

С инициативой провести мероприятие именно на волгоградской земле выступила Генеральная Прокуратура Российской Федерации.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Сергей Дмитриевич Воробьев отметил, что Генеральная прокуратура РФ предложила провести конференцию в Волгоградской области по многим причинам, в том числе потому, что здесь произошел перелом в Великой Отечественной войне.

Нюрнбергские уроки касаются не только политиков, историков, дипломатов и юристов, они касаются каждого образованного и нравственного человека. К сожалению, в настоящее время всё чаще слышны отголоски нацистского прошлого, экстремистские организации пытаются пересмотреть нашу историю, исказить факты, принизить роль нашей страны в победе над фашизмом. Глубокую озабоченность вызывают и попытки оправдать фашизм и экстремизм, когда из военных преступников и фашистских пособников пытаются сделать настоящих героев. Между тем многие представители нашей молодёжи имеют поверхностные знания о Нюрнбергском процессе. В этой связи одной из приоритетных задач государства и общества является противодействие продвижению экстремизма, фашизма и ксенофобии. Одной из важнейших целей проведения подобных мероприятий является повышение правовой культуры, воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, нетерпимости к проявлениям расизма, национализма и экстремизма. в том числе посредством информационно-просветительской работы.

В своем выступлении губернатор Волгоградской области Андрей Иванович Бочаров обратил внимание на то, что уроки Нюрнбергского процесса приобретают особую значимость, когда на мир обрушился натиск терроризма. Международный терроризм приравнивается к фашизму. Такие преступления не имеют срока давности. Наказание неотвратимо. Независимо от местонахождения преступников. Нужно направить общие усилия на борьбу с ним. Плечом к плечу. Как это делали наши деды и прадеды.

В своих докладах участники конференции отметили, что Нюрнбергский трибунал - историческая веха в развитии всей системы современного права, признающей неотвратимость осуждения военных преступлений, преступлений против человечности не только в рамках национального судопроизводства, но и в соответствии с международно-правовыми договорами, заключенными суверенными государствами.

Наследием Нюрнбергского процесса является, в том числе и правовая основа борьбы с международным терроризмом.

ИГИЛ - эта чума XXI века - должен встретить решительный отпор от сил справедливости. В минуту опасности нам всем нужно объединить усилия, чтобы противостоять международному терроризму.

По результатам обсуждения на международной научно-практической конференции выработана итоговая резолюция, в которой подчеркнуто, что современные проявления насильственного экстремизма в его крайнем выражении — международном терроризме — являются наследием нацизма. Участники конференции особо подчеркнули недопустимость форм эскалации расизма, расовой дискриминации и ксенофобии.

В завершении следует отметить, что о неотвратимости наказания и необходимости объединения всех здравых сил против террористов говорил Президент России Владимир Путин на Генеральной Ассамблее ООН. Эта тема стала одной из центральных и на саммите 20 ведущих государств мира в ноябре 2015 года. Нюрнбергский процесс – первый прецедент международного права и самый яркий исторический пример совместного осуждения и противостояния агрессии и террору.

Приговор Международного военного трибунала

Конвенция ООН о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества  (Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года)