Наши ветераны

angle-left null Баранов Михаил Григорьевич

Родился 18 декабря 1906 года в г. Благовещенске в Башкирии. Окончив начальную школу, работал по найму на сельхозработах в деревне. С 1923 по 1926 годы учился в школе крестьянской молодёжи, затем поступил в педагогический техникум, который окончил в 1929 году, и работал учителем в школе и ФЗУ. В 1932 -1935 годах учился в Ленинградском правовом институте, окончив его, остался в аспирантуре и одновременно работал помощником прокурора Василеостровского района г. Ленинграда. В 1936 году был направлен на Дальний Восток, где он трудился сначала прокурором Ивановского района, а потом начальником сразу двух отделов прокуратуры Уссурийской области. В 1937 году был назначен старшим помощником прокурора Тульской области, а затем прокурором г. Тулы.

С началом Великой Отечественной войны принимал активное участие в обороне города в период осадного положения, на случай захвата города был включён в состав подпольной диверсионной группы, однако 6 декабря 1941 года началась Тульская наступательная операция советских войск и осада Тулы была снята.

С 1942 года он работал в Прокуратуре СССР прокурором отдела по надзору за милицией, прокурором отдела штатов, заместителем начальника отдела штатов, прокурором контрольно-инспекторского отдела центрального аппарата.

Вышел на пенсию 21 августа 1972 года в классном чине старшего советника юстиции. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал вести активный образ жизни, участвовал в проведении различных общественных мероприятий.

За боевое и трудовое отличие награждён орденом «Знак Почёта», медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «Ветеран прокуратуры», знаками отличия «Почётный работник прокуратуры», «За верность закону» 1 степени, неоднократно поощрялся приказами Генерального прокурора СССР.

В связи со 100-летним юбилеем его тепло поздравили Генеральный прокурор Российской Федерации и общественная организация ветеранов, членом которой он состоял.

Скончался Михаил Григорьевич 13 сентября 2012 года.

***

Тула обороняется

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз события на первых порах развивались молниеносно. Уже к сентябрю 1941 года город Тула оказалась прифронтовым городом. Гражданские Тульская областная и городская прокуратуры были преобразованы в военные прокуратуры. Военную прокуратуру области возглавил Иван Мартьянович Садовников.

Как известно, Тула веками ковала оружие. В 1941 году в городе действовало много промышленных предприятий, крупнейшими из которых были Тульский оружейный завод, патронный завод, Косогорский металлургический завод. Танковые армады Гудериана намеревались захватить этот город и его военный потенциал использовать для дальнейшего наступления на Москву.

В сентябре кто-то пустил слух, что Тулу сдадут и немцам достанутся все резервные запасы продовольствия и других материальных ценностей. С помощью НКВД, милиции и прокуратуры удалось навести революционный порядок. Достаточно сказать, что в результате правильной организации работы райпрокуроров и милиции по охране порядка в городе и правильной целеустремленной работы по борьбе с преступлениями только в ноябре-декабре задержано 3383 человека, уклонявшихся от военной службы, а также дезертиров, у которых изъято 167 винтовок, 351 револьвер, 84 боевых гранаты и 6604 патронов, задержано три шпиона и 26 перебежчиков из районов, оккупированных немцами.

Благодаря энергичным скоординированным мерам удалось быстро ликвидировать в городе мародерство. В эти же месяцы за мародерство было возбуждено и закончено следствием течение одного-двух дней 95 уголовных дел. У мародеров изъято 54098 кг зерна и мучных продуктов, 422 кг сахара, 500 кг сливочного масла, 2030 кг мяса, 877 кг круп, 477 кг мыла, 7346 м мануфактуры, более 200 приемников и других товаров на сумму более 3 млн. руб.

В результате неудачного для советских войск исхода Орловско-Брянской операции создалась угроза захвата противником Тулы. Поэтому уже с 8 октября началась эвакуация тульских предприятий. Только с оборонных заводов за две недели было отправлено в Сибирь 866 железнодорожных вагонов. Всего вывезли 22 тысячи единиц оборудования, 20 тысяч тонн метала и других материалов. К концу октября крупнейшие заводы и большое число рабочих с семьями были эвакуированы.

С середины октября развернулось оборонительное строительство вокруг города. Было отрыто более 20 км противотанковых рвов, многие километры траншей и окопов, оборудованы минные поля, сооружены блиндажи и огневые позиции для артиллерии. В конце октября немецкие войска вышли на подступы к Туле. Началась сорокадневная оборонительная операция 1941 года. 22 октября создается городской комитет обороны под председательством 1-го секретаря обкома партии В.Г. Жаворонкова. В течение трех дней сформирован Тульский рабочий полк численностью в 1,5 тысячи бойцов, а 26 октября введено осадное положение.

Задачи, вытекающие из военного положения, определялись приказом начальника гарнизона города. В виду особой важности этого приказа, характеризующего обстановку того времени, привожу его полностью.

Приказ по гарнизону города Тулы
26 октября 1941 года №2 г. Тула

1. Для организации обороны города Тулы и превращения ее в неприступную крепость, объявляю всех граждан обоего пола, в возрасте с 17 до 50 лет, мобилизованными для производства оборонных работ в городе и его окрестностях. Лиц, уклоняющихся от оборонных работ, буду привлекать к суду военного трибунала по законам военного времени.

К производству оборонительных сооружений приступить с 7 часов 27 октября 1941 года. Явиться на работу с лопатами, пилами и топорами. Пункты сбора: Центральный район - Тульский механический институт, Привокзальный район- клуб имени Ленина, Пролетарский район - клуб «Серп и молот», Зареченский район - 52 школа (у Комсомольского парка).

2. С 26 октября 1941 года ввести в городе Туле и прилегающих к городу окрестностях осадное положение.

3. Воспретить уличное движение отдельных лиц и транспортов с 22 часов ночи до 5 часов утра, за исключением лиц и транспортов, имеющих пропуск от коменданта города Тулы. Передвижение транспортов и отдельных лиц должно происходить согласно правилам, утвержденным ранее штабом ПВО города Тулы.

4. Охрану революционного порядка в городе возлагаю на коменданта города Тулы - полковника А.К. Мельникова. В распоряжение коменданта предоставить войска внутренней охраны НКВД, милицию и добровольные рабочие отряды.

5. Нарушителей порядка привлекать к строжайшей ответственности и предавать суду военного трибунала по законам военного времени. Провокаторов, шпионов и других агентов врага, нарушающих порядки, расстреливать на месте.

Начальник гарнизона города Тулы – Иванов
Комендант города Тулы - Мельников

 

В соответствии с этим приказом все трудоспособное население Тулы было мобилизовано на оборонительное строительство внутри города. Ежедневно работало до 4 тысяч человек, в основном женщины. Было создано три оборонительных рубежа, внутри города – четыре оборонительных сектора. На улицах сооружены баррикады, врыты надолбы, в каменных зданиях сделаны бойницы для ведения огня. Прорвавшиеся к южной окраине Тулы гитлеровцы 30 октября были остановлены героически сражавшимися 156-м полком НКВД, 732-м зенитно-артиллерийским полком ПВО страны и Тульским рабочим полком.

Под бомбежками противника в цехах эвакуированных заводов на старом оборудовании, взятом из запасников, были налажены производство и ремонт военной техники. Так, Оружейный завод вел ремонт стрелкового оружия и изготовлял 82-мм минометы, патронный завод ремонтировал танки, а Новотульский завод выпускал минометы. За полтора месяца осады предприятия города отремонтировали около 90 танков, более 100 артиллерийских орудий, свыше 100 станковых пулеметов и свыше одной тысячи винтовок.

В обороне предусматривалась и такая мера: на случай, если противник на какое-то время захватит Тулу, создавалась подпольная диверсионная группа. Ее командиром назначили военкома Центрального района города Федорова, а меня комиссаром. Всех членов группы (10 человек) в сентябре месяце направили в город Сталиногорск для прохождения курсов подпольной работы. В начале октября после учебы ночью возвращались в Тулу, не зная, в наших она руках или противника. При переправе через реку Упа нас обстрелял немецкий самолет. Федоров приказал лечь на землю. Осколки летели над нашими головами. После такого испытания мы прибыли в город.

Вскоре нам разъяснили, кому куда направляться и чем заниматься. В частности я был направлен в военную прокуратуру области. Оказалось, что в прокуратуре области был только один прокурор Садовников. На третий день появился заместитель прокурора Санкин. Между мной и Санкиным приказом были распределены обязанности. На меня возлагался надзор за милицией и НКВД. Примерно к концу октября 1941 года в областной прокуратуре работало уже более 5 человек. Я в частности вел работу в воинском подразделении «Смерш», участвовал в допросах и других процессуальных действиях, связанных с привлечением виновных к уголовной ответственности. С 15 октября пришлось перейти на казарменное положение. Днем находился на службе в прокуратуре, а на ночь уходил в казармы.

С 6 декабря 1941 года началась Тульская наступательная операция, в результате которой осада Тулы была снята. Началось восстановление города. За время осады в городе было разрушено полностью или частично свыше 1100 жилых домов, промышленных предприятий, культурно-бытовых учреждений, повреждены трамвайные линии, водопровод, канализация и др. С весны 1942 года началась реэвакуация оружейного завода. К 1945 году промышленность Тулы была полностью восстановлена.

Мне пришлось выезжать в районы для оказания помощи в восстановлении органов советской власти, организации борьбы с преступностью и налаживания работы органов милиции. Только за 1942 год милицией уже было окончено более 1500 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечено 225 человек за хищения социалистической собственности, 294 человека за дезертирство, 162 человека за уклонение от воинской службы.