Малярчук Надежда Петровна - Прокуратура города Москвы
Очерки
Надежда Петровна с детства грезила работой следователя: советские фильмы и книги создали романтический ореол вокруг этой профессии. Поэтому сразу после школы поступила на работу в суд, а затем на должность заведующей канцелярией Тушинской межрайонной прокуратуры г. Москвы. Уже работая в прокуратуре, в 1979 году Надежда Петровна поступила в ВЮЗИ. А после его окончания в 1986 году назначена на должность помощника прокуратуры Ворошиловского района (в настоящее время Хорошевская межрайонная прокуратура), где за ней закрепили участок по поддержанию гособвинения по уголовным делам в суде.
Проработав два года в районной прокуратуре, целеустремленная Надежда Петровна перешла на службу в прокуратуру города Москвы, в управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции. В 1996 году она была назначена на должность начальника отдела управления по надзору за следствием в прокуратуре, где и трудилась вплоть до выхода на пенсию по выслуге лет в 2001 году.
Надежда Петровна с теплотой вспоминает годы работы в прокуратуре, с чувством признательности отзывается о своих учителях и коллегах: Улыбышеве Николае Андреевиче, Смирнове Юрии Александровиче, Юнине Владимире Петровиче и других.
Вспоминает Н.П. Малярчук:
- До начала 90-х годов прошлого века в Москве нечасто возбуждались уголовные дела о бандитизме, а тут каждый год их возбуждали по несколько десятков. Ситуацию усугубляла общая непростая обстановка в стране после развала Советского Союза, а также отток квалифицированных кадров из правоохранительных органов, и в том числе, прокуратуры. Кроме того, в 1997 году приняли новый Уголовный Кодекс Российской Федерации. Так что я попала в волну изменений во всех сферах жизни как общества, так и государства.
Следствие тогда еще входило в состав прокуратуры, и перед нами стояла задача фактически создать новый высококвалифицированный коллектив, обучить следователей работать в новых условиях, расследовать дела о новых и сложных преступлениях, дисциплинировать их.
Помню, что квалификацию преступления мы обсуждали практически по каждому уголовному делу. Если не приходили к общему мнению, могли спокойно обратиться за помощью к курирующему заместителю прокурора города, тогда им был Росинский Вячеслав Всеволодович, и всегда получали помощь.
О том, на каком уровне находилось качество следствия, может свидетельствовать такой интересный факт. В начале мой работы в занимаемой должности на моем столе лежал список уголовных дел, которые Московский городской суд вернул прокурору для проведения дополнительного расследования, на двух с половиной листах. К моменту выхода на пенсию этот список уменьшился до половины страницы.
По словам Надежды Петровны, «для решения задачи по улучшению качества следствия проводилась планомерная работа: создавались методические рекомендации для начинающих следователей, где подробно излагались этапы проведения различных следственных действий, вплоть до способа закрепления изъятых с места происшествия доказательств, проводились практические занятия, такие, можно сказать тренировки, на которых следователи отрабатывали проведение допросов, осмотров и др. По каждому уголовному делу в 10-ти дневный срок после возбуждения составлялся план расследования».
«Время было тяжелое, но интересное, - вспоминает Надежда Петровна, - мы «горели» на работе, болели за общее дело. Нам удалось создать квалифицированную, опытную, умелую и работоспособную команду следователей, экспертов-криминалистов, оперативных работников. Каждый был профессионалом в своей сфере, но все вместе работали на общий принцип – «преступник должен сидеть в тюрьме».
«В итоге наше управление стало «кузницей кадров». После получения колоссального опыта из него уходили на повышение на должности прокуроров районов и их заместителей».
Надежда Петровна Малярчук и сейчас продолжает трудиться и передавать опыт и знания молодежи.
Прокуратура Северо-Западного административного округа