Интервью и выступления

Интервью Южного транспортного прокурора Крука Геннадия Валентиновича о результатах работы за первое полугодие 2024 года
  Текст

Александр ОЛЕНЕВ

1 августа исполнилось 17 лет со дня создания Южной транспортной прокуратуры. О том, как обеспечивается законность на объектах транспортной инфраструктуры «Молоту» рассказал Южный транспортный прокурор государственный советник юстиции 2 класса Геннадий Валентинович Крук.

Справочно

Геннадий Валентинович Крук родился в 1976 г. в городе Магдебурге (ГДР). В 1998 г. окончил Амурский государственный университет. В 1995 г. начал службу в органах прокуратуры. В разное время работал помощником прокурора Свободненского района Амурской области, следователем по особо важным делам прокуратуры г. Благовещенска, Благовещенским транспортным прокурором, первым заместителем Восточно-Сибирского транспортного прокурора. Награжден почетной грамотой Генерального прокурора Российской Федерации, нагрудными знаками «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу», медалью «300 лет прокуратуре России».

 

- Геннадий Валентинович, для начала, чем занимаются ваши подчиненные и за что отвечает транспортная прокуратура?

- Южная транспортная прокуратура осуществляет свою деятельность в пределах 3 федеральных округов: Южного, Северо-Кавказского и Приволжского. Более 300 сотрудников прокуратуры трудятся в 32 прокуратурах районного звена в 20 субъектах Российской Федерации, с учетом новых территорий. Основная наша задача – обеспечение безопасности на всех видах транспорта – воздушном, водном и железнодорожном. В зону ответственности входят 17 аэропортов, 22 морских порта, 4 железных дороги – Приволжская, Северо-Кавказская, Крымская и железные дороги Новороссии.

Как и коллеги из территориальных прокуратур, мы осуществляем надзор за соблюдением законов, защитой прав граждан и предпринимателей, законностью расходования бюджетных средств, сохранностью федеральной собственности, координируем деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прежде всего – терроризмом и коррупцией, контролируем ход расследования уголовных дел, поддерживаем государственное обвинение в судах, добиваемся объективного и окончательного разрешения поступивших обращений, оказания реальной помощи в восстановлении нарушенных прав.

Отличие – наш надзор сосредоточен на сферах, связанных с бесперебойным и безопасным функционированием транспортного комплекса, транспортной безопасности.

При осуществлении надзора за исполнением законов на транспорте выявлено свыше 12 тыс. нарушений закона, в целях их устранения внесено 1,9 тыс. представлений, принесено около 1 тыс. протестов, в суды направлено более 600 заявлений на сумму 20 млн рублей. По направленным в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалам проверки возбуждено 17 уголовных дел.

– В силу объективных причин общественное внимание, как правило, привлекает проблема безопасности полетов, поскольку многие из нас летают самолетами. Как здесь обстоят дела?

– Мы на постоянной основе анализируем состояние законности в этой сфере. Проверками выявлялись нарушения требований по содержанию летных полей, работе служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, подготовке авиаспециалистов. Как результат – количество авиационных событий в зоне ответственности Южной транспортной прокуратуры снизилось на 27 % и составило 37, из них 13 связано с эксплуатацией воздушных судов сторонних авиакомпаний.

- А что у нас происходит на воде?

- Причины для беспокойства есть. На море и внутренних водных путях, а под надзором Южной транспортной прокуратуры (в границах Азово-Черноморского, Доно-Кубанского, Каспийского и частично Волжского бассейнов) находятся свыше 200 предприятий, на которых работают около 39 тысяч человек, в этом году произошло 38 происшествий, 27 аварий. Прокуроры проводят большую работу. Вскрыто более 2,5 тысяч нарушений закона в сфере безопасности плавания. По-прежнему выявляются случаи превышения норм пассажировместимости, подделки квалификационных документов при трудоустройстве членов экипажа, неправомерной выдачи документов об образовании. По всем нарушениям приняты меры реагирования. В ходе совместных рейдов с уполномоченными контролирующими и правоохранительными органами пресечена незаконная эксплуатация 64 судов, плавательных средств и сооружений, к административной ответственности привлечено 105 лиц.

Пример наиболее вопиющего бездействия произошел 3 марта на реке Дон, в черте Ростова. При отходе от причала морского порта судно «Сормовский-3067» село на мель и перекрыло часть судового хода. В ночное время суток экипаж не выставил сигнальные огни, а Служба капитана морского порта не проинформировала о навигационном препятствии судовладельцев и лоцманов. В результате другое грузовое судно сухогруз «Коноша» не смогло избежать столкновения. Оба судна получили повреждения. Волго-Донским транспортным прокурором капитану морского порта «Ростов-на-Дону» внесено представление.

- Какие нарушения чаще всего выявляются прокурорами на железнодорожном транспорте?

- Сегодня по железной дороге осуществляются самые массовые перевозки. И здесь, в своей надзорной работе особое внимание мы уделяем безопасности перевозок, исправности подвижного состава, объектов инфраструктуры (вокзалов, станций, переездов, мостов и переходов), соблюдению прав пассажиров и работников предприятий железнодорожного транспорта, доступности объектов для маломобильной категории граждан.

К сожалению, число случаев травмирования граждан остается высоким. И это требует от прокуратуры и всех заинтересованных органов объединения усилий в решении этой проблемы. После нашего вмешательства ликвидировано более 100 «народных троп», приведено в соответствие 37 пешеходных переходов, отремонтировано около 70 остановочных пунктов и пассажирских посадочных платформ, оборудовано специализированными видеокомплексами более 30 переездов.

Не остается без внимания и профилактическая работа. Работники транспортных прокуратур проводят ее в образовательных учреждениях, на железнодорожных вокзалах, где размещаются видеоролики, информационно-разъяснительные материалы, демонстрирующие последствия нарушения правил безопасного поведения на железной дороге.

- Геннадий Валентинович, еще одна сфера работы прокуратуры – надзор за исполнением таможенного законодательства. Что делается в этом направлении?

- Да, Вы правы. В зоне ответственности Южной транспортной прокуратуры более 2,7 тысяч километров сухопутной границы, морская граница в акватории Черного и Каспийского морей. Четыре филиала ФГКУ «Росгранстрой» обеспечивают деятельность 55 пунктов пропуска через государственную границу и 16 пунктов на административных границах с ДНР, ЛНР и Херсонской областью. Функционируют 2 таможенных управления (Южное и Северо-Кавказское), 16 таможен, 96 таможенных постов, в том числе 2 таможни и 15 таможенных постов в новых субъектах.

Особое внимание уделяется полноте и своевременности начисления и взыскания таможенных платежей, соблюдению установленных ограничений при перемещении продукции через государственную границу, принудительному взысканию задолженности по неуплаченным суммам, защите прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Только за истекшее полугодие выявлено свыше 2 тыс. нарушений закона, внесено более 800 мер реагирования, по протестам прокуроров отменено 80 незаконных постановлений о привлечении к административной ответственности, предотвращен вывоз 28 товарных партий продукции и сырья общим весом 217 тонн, пресечено 16 попыток вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты.

- Какую работу транспортная прокуратура проводит на новых территориях?

- Сегодня это самое серьезное направление работы. Субъекты постепенно восстанавливаются, «отходят» от времен боевых действий. И здесь роль прокурора сложно переоценить. Под особым контролем находятся реализация специальных инфраструктурных проектов по восстановлению поврежденных объектов, соблюдение трудовых прав работников транспортных предприятий. До конца не решены вопросы формирования контролирующих и правоохранительных органов, приведения нормативной базы в сфере транспорта в правовое поле российского законодательства. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с органами власти регионов.

- Наверняка в условиях СВО огромную важность приобретает антитеррористическая защищенность транспортных объектов?

- Безусловно. Этот вопрос требует повышенного внимания. Зачастую, именно объекты транспортного комплекса выступают главной целью террористов. У всех до сих пор на слуху подрыв Крымского моста, практически ежедневно мы ликвидируем последствия атак на объекты. Наше реагирование в этой сфере призвано понудить собственников инфраструктуры к принятию максимальных мер защиты. И, не всегда это соблюдается. Не буду называть цифры, но акты прокурорского реагирования исчисляются сотнями. Основная причина нарушений – недостатки в организации противодиверсионной защиты объектов железных дорог, ТЭК, образования, здравоохранения, мест массового пребывания людей.

В современных условиях очень остро стоят вопросы борьбы с беспилотниками и защиты от кибертеррористических атак. Во всех регионах работают антитеррористические комиссии, в работе которых прокуроры принимают активное участие. Общая задача – обеспечить надлежащий уровень безопасности, не допустить человеческих жертв и разрушения транспортных коммуникаций.

- Геннадий Валентинович, часто ли обращаются в транспортную прокуратуру, какие вопросы волнуют население?

- Да, к нам обращаются часто. Большинство жалоб получаем от пассажиров и связаны они с качеством и безопасностью предоставляемых услуг, в том числе от маломобильных групп граждан. Рассматриваем заявления работников транспортных предприятий о нарушениях их трудовых прав, своевременности выплат, соблюдении трудового распорядка. Наша задача – обеспечить надлежащее реагирование на каждое обращение, устранение нарушений и восстановление прав.

На особом контроле находится соблюдение прав участников СВО. Здесь мы работаем совместно с филиалами Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» в субъектах, органами власти регионов, территориальными коллегами.

– Геннадий Валентинович, как действует Южная транспортная прокуратура на направлении борьбы с коррупцией?

- Здесь основной упор на исключение формального подхода. Под нашим пристальным контролем находятся вопросы соблюдения установленных запретов и ограничений при прохождении государственной службы, недопущения конфликта интересов, коррупционных схем и злоупотреблений должностных лиц, причиняющих существенный вред интересам общества и государства, коррупции в сфере закупок.

Всего вскрыто свыше 800 нарушений закона, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 250 лиц, расторгнуто 5 трудовых договоров с лицами, ранее замещавшими должности государственных служащих. В отношении 1 работника таможни по мерам реагирования применен институт утраты доверия. В результате совместной работы правоохранительных органов на данном направлении к уголовной ответственности в этом году привлечено 72 должностных лица различного уровня.

В завершение хочу отметить, что в зоне ответственности Южной транспортной прокуратуры находятся и другие направления надзорной деятельности.

- Примите поздравления с годовщиной образования Южной транспортной прокуратуры и пожелания успешной работы.

- Спасибо.

Распечатать